Минпромторг поставил господдержку в зависимость от цены на нефть
На вопрос директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, какие меры господдержки ожидают авторынок, замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов ответил, что все будет зависеть от ситуации в экономике: «Я не выпускник кафедры астрологии и не похож на фокусника. Мы будем внимательно следить за макроэкономической ситуацией. Если нефть пойдет вверх – все будет хорошо, если вниз – будем думать. Сейчас вырисовываются два сценария развития событий: когда цена на нефть будет в районе 50 долларов за баррель — в этом случае поддержка не понадобится, так как рынок уже успел адаптироваться, а возможности бюджета не безграничны. И второй, пессимистический сценарий, когда цена на нефть упадет ниже значения 50 долларов за баррель. Если это произойдет, правительство вновь будет думать, как поддержать авторынок».
В любом случае, по словам замминистра, автодилерам следует делать ставку на автомобили с высоким уровнем локализации. Они будут иметь преимущества на рынке, и меры господдержки сконцентрируются в первую очередь вокруг них.
Он рассказал, какие результаты меры господдержки принесли в этом году. Так, с 1 января по 11 октября по программе льготного автокредитования реализовано 171 203 автомобиля, 262 723 — по программе обновления автопарка, и 28 163 —по программе льготного автолизинга.
Из этого количества по «перекрестным» программам был продан 43 601 (10,4%) автомобиль в кредит с субсидированной ставкой и скидкой по программе обновления парка и 535 шт. (0,1%) реализовано по программе льготного лизинга со скидкой по программе обновления парка.
Отдельно он остановился на программе льготного автолизинга, в которой участвует 51 российская лизинговая организация. С начала реализации программы (с 15 мая) заключено 28 163 договора, из них с физическими лицами — 1279. Бюджетные обязательства по компенсации лизинговым компаниям потерь в доходах составляют 4,210 млрд рублей.
Впервые программой смогли воспользоваться частные лица. Это новый и самый передовой инструмент владения автомобилем, отметил замминистра. Недавно государство приняло решение продлить программу, но только для коммерческого транспорта. Александр Морозов объяснил, что количество денег ограничено, поэтому покупателей легковых автомобилей было решено отсечь. Дело в том, что (согласно статистике) по программе чаще всего приобретают автомобили стоимостью свыше 1,5 млн рублей, то есть вышло так, что программа используется для покупки дорогих авто. Это не совсем тот эффект, которого от нее ожидали. Субсидировать покупку дорогих авто с помощью бюджетных денег на сегодняшний день расточительство. Поэтому и решено было сконцентрироваться на коммерческой технике.
- В августе этого года ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (объединяет более 4 тыс. дилеров) попросила продлить меры господдержки в 2016 году. Запрашиваемый объем госкомпенсаций предполагается на уровне 30 млрд рублей на все три программы. Также дилеры попросили увеличить лимит по стоимости автомобиля по льготному кредитованию до 1,5 млн рублей.
- Деньги, выделенные в мае на программу льготного автолизинга, закончились уже в сентябре. Освоены были не только выделенные на нее 2,5 млрд рублей, но и дополнительный 1 млрд рублей. В октябре ее решено было продлить, но лишь для коммерческой техники. Об этом государство попросили производители коммерческих автомобилей, которые пожаловались, что легковые машины «съели» около 2/3 выделенных на субсидирование программы денег.
- В мае к мерам господдержки добавили еще один инструмент — субсидирования лизинга для частных лиц. Государство обязалось возместить 10% стоимости аренды, но не более 550 тыс. рублей на одного лизингополучателя. В программе могли участвовать все машины, выпущенные на территории России (без ограничения цены).