Toyota не ушла от штрафа за рекламу с ездой по тротуару
Год назад в Интернете появилась баннерная реклама, в которой вседорожник Toyota Land Cruiser Prado едет по тротуару – таким образом подчеркивалась хорошая геометрическая проходимость модели. Все мы прекрасно знаем, что многие любители «джипов» любят парковаться, заезжая колесами на бордюр, и срезать дорогу по пешеходным дорожками, поэтому желание «Тойота Мотор» подчеркнуть исключительную мобильность своего продукта вполне понятно, но законно ли?
Известный блогер Илья Варламов, уже много лет ревностно отстаивающий права пешеходов и выступающий за цивилизованную городскую среду, решил, что такая реклама японского автомобиля противоречит букве закона. Он подал заявление в Управление Федеральной антимонопольной службы города Москвы с просьбой разобраться, насколько уместно показывать в рекламе езду по тротуару.
Напомним, что в законе «О рекламе» (глава 1 ст. 5 ч. 4) говорится: «Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий». В российском представительстве японской компании, давая комментарий интернет-ресурсу auto.ru, пытались уверить, что автомобиль не едет по тротуару, а припаркован: «Креативная идея, реализованная с некоторыми преувеличениями, тем более в виде графической анимации, а не документального видео, не может быть «инструкцией по применению». Наша задача при создании рекламного баннера внедорожника Toyota Land Cruiser Prado заключалась в том, чтобы показать возможность эксплуатации автомобиля в сложных дорожных условиях. Кроме того, по правилам дорожного движения автомобиль в некоторых ситуациях может быть запаркован таким образом (знак 8.6.2 «Способ парковки транспортного средства с частичным использованием тротуарного пространства, параллельно проезжей части»)».
Однако, внимательно изучив анимированный баннер, комиссия УФАС признала «Тойота Мотор» нарушившим законодательство о рекламе и оштрафовала организацию на 100 тыс. рублей, а эксперта по рекламе компании — на четыре тысячи.
Это решение Toyota пыталась оспорить в Арбитражном суде города Москвы, вновь упирая на то, что в рекламе демонстрируется заезд автомобиля на препятствие с целью парковки, а не езда по тротуару, но суд этим доводом не внял и поддержал позицию УФАС и столичного управления ГИБДД ГУ МВД России в том, что реклама нарушила законодательство.
Интересно, попытается ли Toyota доказать свою правоту в суде более высокой инстанции?
- Мелкий штраф за неудачную рекламу – совершеннейший пустяк по сравнению с многомиллиардными выплатами, которые лягут на плечи концерна Volkswagen в связи с экологическим скандалом из-за установленного на двигателях мошеннического программного обеспечения.
- Почти миллиард долларов штрафа обязал выплатить суд концерн General Motors за сокрытие информации о бракованных замках зажигания, ставших причиной многочисленных аварий, в которых погибли более 100 человек.
- В сентябре группа отраслевых экспертов предложила легализовать в России езду по обочинам, но в Росавтодоре к этой инициативе отнеслись резко отрицательно.