АЕБ: падение авторынка нарастает как снежный ком
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в ноябре 2015 года упали на 42,7%, или на 97 860 штук, по сравнению с ноябрем 2014 г. и составили 131 572 автомобиля. За 11 месяцев с начала года удалось реализовать на российском рынке 1 454 253 автомобиля (-34,5%).
Снижение продаж зафиксировано почти у всех марок, причем у некоторых оно приобрело катастрофические размеры. Наиболее тревожно выглядят итоги марок Great Wall – минус 94%, Honda – минус 90%, Jeep – минус 87%, Suzuki — минус 81%, Chery – минус 80%, Peugeot – минус 79%, Subaru – минус 79% и Citroen – минус 78%.
Среди тех, чьи продажи в ноябре выросли: Lifan — плюс 3% и Cadillac — плюс 21%. На фоне других неплохо выглядят итоги АВТОВАЗа – минус 29%. Среди марок, понесших минимальные потери, – Hyundai с показателем минус 7%, Daewoo – минус 13%, и УАЗ – минус 18%, более терпимые потери у Lexus – минус 23%, Mercedes-Benz – минус 24%, Porsche – минус 24%, BMW – минус 28%.
Пятерка самых продаваемых марок в России в ноябре 2015 года:
Lada – 21 580 шт. (-29%) Hyundai – 15 101 шт. (-7%) Kia – 14 125 шт. (-32%) Renault – 10 334 шт. (-46%) Toyota – 7572 шт. (-53%)
Пятерка самых продаваемых моделей в ноябре 2015 года:
Hyundai Solaris – 11 462 шт. (+1,3%) Lada Granta – 9000 шт. (-14%) Kia Rio – 8253 шт. (-24%) VW Polo – 4732 шт. (+15%) Renault Duster – 4312 шт. (-38%)
Любопытно, что только недавно появившаяся на рынке Lada Vesta уже вошла в двадцатку самых продаваемых моделей рынка, заняв 19 позицию. И это при том, что продажи модели стартовали лишь 24 ноября.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отмечает, что год назад рубль пикировал, и люди начали активно покупать машины, чтобы использовать деньги до того момента, когда цены на автомобили начнут отражать новую реальность обменного курса. Год еще не закончился, однако ожидания относительно декабря скромные, особенно в сравнении с рекордными продажами на пике короткого бума в прошлом году.
А мы напомним, что в ночь с 15 на 16 декабря 2014 года Центробанк поднял ключевую ставку с 10,5% сразу до 17% годовых. Рубль начал стремительно обесцениваться, и покупатели стали буквально сметать все автомобили, которые были на тот момент в наличии в автосалонах. Ажиотажный спрос привел к тому, что в декабре прошлого года продажи выросли на 2,4% по сравнению с успешным декабрем 2013-го, и это существенно скорректировало итог всего 2014 года (минус 10%).
Рубль продолжает падать, но деньги у населения иссякли, и в декабре этого года ожидать подъема покупательского спроса не приходится. А на фоне высокой прошлогодней базы (в декабре 2014-го было реализовано 270 653 автомобиля) падение продаж в следующем месяце может перевалить за 50%. Хотя есть шанс, что под конец года дилеры все же захотят избавиться от накопившихся складских запасов и будут распродавать автомобили с существенными скидками. Тогда падение продаж может сохраниться на уровне текущего значения.
Дальнейшая динамика рынка будет зависеть от того, какие меры поддержки отрасли предложит правительство, отмечает Алексей Шапкин, директор дилерского центра Audi Центр Север, ГК «Рольф». В частности, какой объем финансирования будет выделен на программу льготного кредитования и какой суммой будет ограничена стоимость автомобиля, покупатель которого сможет воспользоваться субсидированным кредитом.
- В сентябре российский авторынок просел на 28,6%, а в октябре падение ускорилось и достигло 38,5%.
- Аналитики компании PricewaterhouseCoopers (PwC) полагают, что в этом году авторынок России просядет на 45%. Дальнейшая ситуация будет зависеть от очень многих факторов, основные из которых — политические. При самом благоприятном стечении обстоятельств восстановления авторынка следует ожидать не ранее чем через 6-7 лет.
- С 2016 года в России начинают действовать экологические требования Евро-5 и может быть повышен утилизационный сбор, поэтому даже при стабилизации рубля избежать очередного повышения цен автопроизводителям вряд ли удастся.