Руководство VW заявило, что корни дизельгейта уходят в 2005 год
В четверг 10 декабря VW Group провел первую большую пресс-конференцию, посвященную разбирательству в причинах экологического скандала, который разразился в сентябре этого года. К журналистам вышли руководитель марки Volkswagen Ганс Дитер Пётш и председатель правления концерна Маттиас Мюллер.
Оказалось, что всей правды пока не знает даже высшее руководство концерна, расследование сейчас в самом разгаре, в него в той или иной степени вовлечены 450 сотрудников фирмы, у которых для проверки изъято более 100 терабайт данных на всевозможных электронных носителях, а также сим-карты служебных телефонов. При этом отстранены от работы только девять менеджеров, остальные продолжают трудиться в обычном режиме.
Расследование ведется двумя командами. Первая – это инспекторы и юристы самого концерна, вторая – аудиторы из международной юридической компании Jones Day. Команды работают независимо друг от друга, дабы гарантировать максимальную объективность итогов расследования. Полную раскладку со всеми цифрами, паролями, именами и явками концерн объявит 21 апреля 2016 года.
Пока же стало ясно, что дизельгейт – это не сиюминутная оплошность, а результат сознательной мошеннической политики, основы которой были заложены еще в 2005 году, когда концерн только намеревался продвигать в США свои дизельные модели. Технологии по нейтрализации окислов азота на тот момент были не такими совершенными, как сегодня, и отдел разработок двигателей не мог обеспечить оптимальный баланс чистоты и экономичности семейства дизелей EA 189 в привязке к более строгим, чем в Европе, американским нормам токсичности. В итоге было принято решение просто обмануть на программном уровне сертификационные тесты, что оказалось радикально дешевле, чем дальнейшая оптимизация конструкции моторов.
Любопытно, что даже с появлением технологии рециркуляции отработавших газов и впрыска мочевины в выпускной коллектор Volkswagen продолжал использовать обманные алгоритмы для прохождения сертификационных тестов, хотя вполне мог уже обойтись и без них. Мотив был такой: более «грязный» в реальной эксплуатации двигатель оказывался и более экономичным, что позволяло дизельным моделям VW обеспечивать средний расход топлива на уровне гибридных моделей, на что и клюнули потребители. До дизельгейта по состоянию на конец августа текущего года семь позиций в десятке самых продаваемых в США дизельных моделей были заняты представителями VW Group.
Руководство концерна пока не может назвать точное число автомобилей, на которых установлено обманное ПО, но обещает в течение следующего года выявить всех нарушителей и провести полномасштабную очистительную отзывную кампанию.
Топ-менеджеры концерна не подтвердили анонимные утечки информации о том, что VW Group хочет продать некоторые входящие в него марки, чтобы получить достаточное количество средств на ликвидацию последствий экологического скандала. Тем не менее структурных реформ Фольксвагену не избежать: руководство приняло принципиальное решение о децентрализации всех входящих в концерн подразделений и выдаче им более широких полномочий в принятии решений и определении своей дальнейшей судьбы. Этому обстоятельству особенно обрадуется чешская Skoda, давно мечтавшая о большей автономии от немцев.
- Помимо занижения показателей выбросов окислов азота NOx концерн Volkswagen жульничал и с углекислым газом, однако эта часть скандала «локализована», проблема оказалось не такой масштабной – всего 36 тыс. машин в Европе «врут» по поводу выбросов СО2, их отзовут еще до нового года.
- В начале декабря было объявлено об увольнении одного из главных виновников скандала – главного инженера Audi Ульриха Хакенберга. От работы он был отстранен еще в сентябре.
- В конце ноября прокуратура немецкого города Брауншвейг начала расследование в отношении пяти сотрудников концерна VW по подозрению в уклонении от уплаты налогов.