Беспилотник Tesla — уже через два года
В октябре этого года компания Tesla Motors предложила для своих машин обновленную версию прошивки, позволяющую им самостоятельно ездить по автомагистралям, разгоняться, тормозить, контролировать безопасную дистанцию до других автомобилей, перестраиваться из ряда в ряд и совершать обгоны. Тут же нашлись владельцы-энтузиасты, которые прямо во время движения перебирались с места водителя на задний диван и снимали оттуда шокирующие видеоролики о том, как Tesla сама несется по хайвею. Сейчас в компании категорически против подобного пижонства, но уже через два года снимать такие ролики можно будет вполне легально.
Илон Маск – человек-легенда и гений инновационного бизнеса – заявил в интервью журналу Fortune, что представит полностью автономную Теслу через два года. В плане «железа» для этого, в сущности, уже есть все необходимые компоненты, но в тщательной доводке нуждается искусственный интеллект, который будет способен взять на себя ответственность за жизнь людей снаружи и внутри машины.
Электронный разум должен не только видеть в деталях окружающую автомобиль реальность и безошибочно распознавать любые объекты, но и правильно интерпретировать их связь друг с другом, просчитывать потенциально опасные ситуации, вырабатывать оптимальные алгоритмы поведения, учиться и адаптироваться. При этом все беспилотники должны быть связаны друг с другом через беспроводную сеть и обмениваться данными – таким образом, киберразум сможет обучаться и самосовершенствоваться с огромной скоростью.
Не получим ли таким образом Скайнет из фильма «Терминатор»? Смех смехом, но Маск действительно видит в искусственном интеллекте опасность для человечества, ведь одно ошибочное решение или неверный алгоритм мгновенно распространится на все беспилотники, и они могут наломать немало дров, спровоцировать аварии с человеческими жертвами. Поэтому именно создание совершенной и безопасной программной оболочки беспилотников сейчас важнейшая задача для всех автопроизводителей, которые хотят выпускать машины будущего.
Но даже после того, как удастся создать приемлемый для бытового использования искусственный интеллект, придется убедить государственные власти, что наделенные им беспилотники можно выпускать в общий транспортный поток и сажать в них домохозяек с детьми. По мнению Маска, на легализацию беспилотников в некоторых странах может потребоваться до пяти лет. Даже в Америке отношение к робомобилям колеблется от штата к штату, а власти Калифорнии, где в следующем году должны начаться массовые тесты беспилотников от разных производителей, потребовали, чтобы в прототипах наличествовали традиционные органы управления (руль, педали) и водитель-испытатель. Илон Маск, кстати, целиком поддерживает позицию калифорнийского дептранса и считает, что робомобилям пока рано разрешать самостоятельно ездить по дорогам общего пользования. Лишь после исчерпывающих испытаний и учета всех потенциальных рисков можно будет дать таким машинам путевку в жизнь.
- Компания Google выразила крайнее неудовольствие решением калифорнийских властей закрыть не имеющим руля беспилотникам доступ на дороги общего пользования. Гугл-мобиль изначально задумывался как полностью автономная капсула, в которой человеку отводится лишь роль целеуказателя и наблюдателя. Теперь, судя по всему, концепция изменится: на днях стало известно, что Google решила объединиться с концерном Ford на почве создания беспилотников, о деталях этого сотрудничества будет официально объявлено в начале 2016 года.
- Toyota обещает представить свой первый серийный беспилотник лишь в 2020 году, а в январе в Силиконовой долине начнет свою работу Toyota Research Institute (TRI) – специальное подразделение по разработки искусственного разума для робомобилей. Также в январе на выставке CES в Лас-Вегасе Toyota покажет технологию создания трехмерных карт, по которым будут прокладывать маршруты беспилотники и которые будут обновляться в режиме реального времени.
- В ноябре Илон Маск объявил в своем Twitter о наборе специалистов для разработки системы автономного управления автомобилем и обещал лично проводить собеседования с соискателями.