Рынок шин покатился вслед за продажами автомобилей
В условиях нынешней экономической ситуации потребители вынуждены экономить средства и откладывать покупку новых шин. Согласно отчету компании GfK, рынок шин в 2015 году сократился на 21,9%; в последнем квартале прошлого года снижение составило 22,3%. Согласно экспертному мнению, в 2016-м продолжится сокращение рынка на уровне 5-10% из-за прогнозируемого спада продаж новых автомобилей и неизбежного роста цен на автокомпоненты. Часть отложенного спроса хоть и будет реализована, но большинству покупателей придется снова экономить на покупке шин.
Несмотря на спад продаж новых автомобилей в 2015 году, доля зимнего сегмента выросла на 1 пп., с 56% в 2014 году до 57% в 2015-м, потребители все-таки предпочитали не экономить на безопасности. Основная часть отложенного спроса приходится на летний сегмент.
Снижение продаж особенно существенно в сегменте премиальных брендов, в то время как средние и бюджетные марки увеличили свои доли. Цены на самые популярные диаметры зимних шин (13-18'') в 2015 году выросли незначительно — на 1-5% относительно показателей 2014 года. В летнем сегменте ситуация обратная.
Премиальные бренды снизили стоимость на диаметры 14-17 на 2%. Цены на другие размеры в премиальном сегменте сохранились на уровне показателей 2014 года.
В сравнении с прошлым годом доля продаж шин зарубежных марок сократилась с 81,7% в 2014 году до 71,1% в 2015-м. В условиях нынешней экономической ситуации потребители переходят на шины отечественных производителей из-за низкой цены.
В зимнем сегменте доля продаж локальных брендов выросла с 9,4% в 2014 году до 14,3% в 2015-м. В летнем сегменте наблюдался рост доли продаж локальных марок на 1,6 пп., с 11,8% в 2014 году до 13,4% в 2015-м. Практически все продажи локальных брендов (99%) в 2015 году пришлись на 13-16'' диаметры. Продажи 15-дюймовых шин локальных марок выросли на 1,8 пп., с 17,5 до 19,3% в 2015 году, а в сегменте 16-дюймовых сохранили свою долю на уровне показателей 2014 года.
В 2015 году динамика интернет-продаж, в отличие от предыдущего года, была негативная, на уровне -10%, но все же намного лучше, чем офлайн (-21%). Специализированные шинные магазины (в которых шины составляют более 50% всех товаров) снизили свою долю с 78,1% в 2014 году до 76,3% в 2015-м. Доля гипермаркетов в продаже шин увеличилась с 5,6 до 9,2%; более того, продажи выросли на 29% относительно 2014 года. Доля магазинов автозапчастей в 2015 году сократилась на 1,8 пп. (с 16,3% в 2014 году до 14,5% в 2015-м).
Справка
Данные получены на основе сбора данных с розничных магазинов (ритейл-аудит) в городах с населением более 500 тысяч человек на территории России в следующих точках: магазины специализированных шинных центров, автозапчастей для легковых автомобилей, автозапчастей для грузовых автомобилей, гипермаркеты, магазины Cash&Carry. Сокращение рынка в этих каналах в городах-полумиллионниках: (2014 год к 2015-му) — 8 920 585 против 6 971 039 штук. Интернет-продажи в итоговую цифру не вошли.
- Как правильно интерпретировать тесты зимних шин, рассказывает наш автор. Он подчеркивает, что полноценные шинные тесты под силу лишь крупным солидным изданиям, фирмам и организациям.
- Наши журналисты собрали 13 комплектов наиболее популярных на нашем рынке «шиповок» в самом массовом для иномарок типоразмере, по цене от 3300 до 8500 рублей.
- Чем отличаются шины «арктические» от «для мягкой зимы», читайте в этом материале.