ДТП на обочине: решение Верховного суда комментирует эксперт «За рулем»
26 июля 2014 года в Самарской области произошло ДТП. Водитель Р. двигался по улице Строителей в селе Богатое Самарской области и начал поворачивать налево на прилегающую территорию. Водитель грузовика, двигающегося во встречном направлении, остановился и дал Р. возможность повернуть налево. Однако Р. не успел съехать с дороги на прилегающий съезд, так как во встречном же направлении, но по обочине двигался легковой автомобиль. Согласно материалам дела, столкновение произошло на обочине.
ГИБДД признала водителя Р. виновным в нарушении требования пункта 8.8 ПДД, а водителя, двигавшегося по обочине, — в нарушении пункта 9.9 ПДД. Это, по сути, лишило Р. возможности получить компенсацию и отремонтировать машину по ОСАГО.
Автомобилист Р. с выводом исполняющего обязанности начальника ОГИБДД МО МВД России «Богатовский» не согласился и обжаловал постановление в Богатовском районном суде, а затем в Самарском областном суде. Однако судебные инстанции приняли сторону ГИБДД. Постановление о привлечении Р. к административной ответственности по части 3 статьи 12.14 КоАП РФ было оставлено без изменения.
Фактически Р. признали виновным в причинении ущерба, так как, по мнению и ГИБДД, и местных судов, он не уступил дорогу транспортному средству, имеющему преимущество в движении, — автомобилю, который ехал... по обочине.
Р. решил идти до конца и подал жалобу в Верховный суд РФ, где все предыдущие постановления и решения были отменены.
По мнению судьи Верховного суда РФ С.Б. Никифорова, водитель Р. не обязан был уступать дорогу водителю легкового автомобиля, двигающегося в нарушение пункта 9.9 ПДД по обочине!
В обоснование своей позиции судья указал на следующее. Согласно пункту 1.2 ПДД требование «уступить дорогу» обозначает, что водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Преимуществом признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Судья пришел к выводу, что у водителя, двигавшегося в нарушение ПДД по обочине, не возникло право преимущественного проезда в конкретной ситуации. А у водителя Р. отсутствовала обязанность уступить дорогу этому автомобилю.
Теперь Р. сможет получить компенсацию по ОСАГО и восстановить правильный КБМ.
Несмотря на то, что решение Верховного суда касается лишь конкретного ДТП, уверен, что в ближайшее время эта позиция будет закреплена в одном из обзоров судебной практики по рассмотрению административных дел.
У тех же, кто попал в схожую ситуацию, появилась реальная возможность добиться отмены постановления о признании виновными в нарушении ПДД.
С текстом постановления Верховного суда можно ознакомиться здесь.
- С инициативой разрешить автомобилистам объезжать пробки по обочинам выступили российские отраслевые эксперты, которые приводят в пример Германию, где во время заторов обочины на ряде федеральных трасс официально превращаются в еще одну полосу для движения. Впрочем, Росавтодор эту инициативу не поддержал.
- Как становятся обочечниками и как бороться с этим явлением? Журналисты ЗР вышли в рейд вместе с сотрудниками ДПС и узнали много интересного.
- О том, что побуждает водителей выезжать на обочину, высказались наши читатели. Более 40% участников опроса уверены, что основная причина - отсутствие культуры.