Шувалов: Опасное вождение требует не уголовного, а административного наказания
Более трех десятков мероприятий, предусмотренных утвержденным в прошлом году планом по снижению смертности на дорогах, должны пройти процедуру общественных слушаний. Об этом сообщил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, открывая 31 марта общественное обсуждение по вопросу введения в ПДД термина «опасное вождение».
Термин «опасное вождение» вот уже более года обсуждают в публичном пространстве, однако оказалось, довольно сложно создать четкую и емкую формулировку, в которую укладывались бы все аспекты этого вида нарушения.
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов отметил сегодня, что положения об «опасном вождении» нужно доработать в течение апреля, чтобы в мае они были оформлены в качестве постановления правительства. Впрочем, конкретных сроков нет, важно создать не только всеобъемлющую и не допускающую двоякого толкования формулировку, но и простую и понятную водителям.
Необходимо не только обозначить это нарушение, но и ввести за него ответственность. Все участники обсуждения согласились с тем, что для начала это может быть административная ответственность, но не исключено, что позже она перейдет в разряд уголовной. Вначале необходимо изучить правоприменительную практику, а для этого первый вице-премьер предложил создать «библиотеку нарушений», куда сможет зайти как эксперт, так и рядовой автомобилист, чтобы понять, какие деяния следует квалифицировать как опасное вождение. Созданием такой онлайн-библиотеки, по всей видимости, займется Министерство коммуникаций и связи вместе с ГИБДД и экспертной группой при правительстве. Предполагается, что этот накопитель будет состоять из видеозаписей с видеорегистраторов машин ГИБДД, где зафиксированы случаи агрессивного или опасного вождения.
Также в ходе дискуссии было предложено использовать записи видеофиксаторов в судах. Самым удобным прибором для этого является видеорегистратор, но рассматриваются и возможности смартфонов, учитывая тот факт, что прогресс не стоит на месте и эти устройства становятся все более сложными, совмещая в себе множество функций. Данные видеофиксаторов должны приниматься судами в качестве доказательства опасного вождения, и такой закон нужно принять уже в весеннюю сессию Госдумы. Важно лишь предусмотреть, чтобы в зафиксированную видеосъемку никто не мог влезть и что-то изменить.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов подчеркнул и еще один важный аспект – не должно получиться так, чтобы забота о сохранности данных привела к появлению монополистов, которым будет разрешено производить соответствующие приборы видеофиксации. Следует думать о потребителях, это должна быть дешевая аппаратура, доступная для потребителей.
На общественном обсуждении выступил и представитель «За рулем» Сергей Смирнов. Он отметил, что в существующей сейчас формулировке ничего не сказано о других участниках движения – пешеходах и пассажирах, которые также могут пострадать от агрессивных действий водителя. Сергей, как и другие участники совещания, отметил, что обсуждаемая формулировка очень сложная и трудная для восприятия, и предложил свой вариант: «Опасное вождение - создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения, а также угрозы безопасности здоровья, жизни и (или) имущества других участников дорожного движения путем нарушения требований Правил».
По итогам обсуждения планируется внести корректировки в ранее сформулированный проект постановления правительства.
Напомним, сейчас рассматривается следующая формулировка термина:
«Опасное вождение» - создание водителем при управлении транспортным средством опасности для движения путем... совершения нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением ПДД, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроения при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдения безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдения бокового интервала, необоснованном резком торможении, препятствовании обгону».
- Поручение создать это определение премьер-министр Дмитрий Медведев дал еще в сентябре прошлого года. С тех пор несколько ведомств трудятся над формулировкой.
- В октябре ГИБДД подвела итоги опросов, касающихся опасного вождения автомобиля: 67% из более чем 20 тыс. человек проголосовали за законодательное закрепление этого понятия.