Для российских беспилотников создадут виртуальный полигон
Сегодня на совещании в НИТУ МИСиС разработчики технологий для беспилотных транспортных средств при поддержке Минобрнауки России заявили о создании виртуального полигона - проекта по моделированию сценариев поведения и тестированию автономных транспортных средств. Консультантами нового проекта станут профессор университета Кембриджа Г. Бхадешиа и профессор Массачусетского технологического института Э. Кроули. Полигон создадут на базе Центра робототехники МИСиС, а возглавит разработку компания Cognitive Technologies, которая создает искусственный интеллект для беспилотного КАМАЗа. Это сложный проект, сравнимый с созданием операционной системы.
Сейчас развитие отрасли беспилотных транспортных средств сдерживается тем, что пока нет достаточных возможностей испытать новые технологии на практике. А ведь необходимо провести массу тестов, отладить математический аппарат. Для этого и будет создан виртуальный полигон - набор программных средств, позволяющих разработчикам моделировать сложные, в том числе и критические, дорожные ситуации, начиная от движения в плохих погодных условиях и заканчивая ДТП.
Инвестиции в проект составят порядка 150 млн руб. на ближайшие два года. Это не только бюджетные средства, но и деньги коммерческих компаний. В создание виртуального полигона уже вложено порядка 30 млн рублей, но разработчики полагают, что компьютерная площадка позволит сэкономить до 1,5-2 млрд рублей, которые пришлось бы потратить, испытывая робомобили в естественных дорожных условиях.
Виртуальные полигоны - популярный мировой тренд. Они уже разработаны на базе университета Карслруэ (Германия), университета Сан-Диего (США) и др. В их основе лежат программные средства, позволяющие на основе видеоматериала, полученного с видеокамер, установленных на автомобилях, прошедших сотни километров по различным дорогам, проводить тестирование и отладку алгоритмов управления беспилотными автомобилями.
Российский проект даст возможность моделировать не только стандартные условия, но и движение по неровной дороге (выбоины, ухабы, снежные заносы и т.п.), в условиях недостаточной видимости (снег, грязь, темнота и т.п.), что особенно важно для отработки алгоритмов в так называемых российских условиях. На виртуальным полигоне можно будет создавать экстренные ситуации, неизбежно возникающие на дороге: ДТП, аварии с участием человека и т. д., а также отрабатывать сценарии поведения беспилотного автомобиля в критических ситуациях, в том числе когда избежать жертв невозможно и искусственный интеллект должен принять решение, кем из участников дорожного движения придется пожертвовать.
Для этих целей компания Cognitive Technologies создаст специальную лабораторию для моделирования и анализа ДТП, как с использованием реального видео, так и смоделированного. По словам руководителя департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрия Минкина, эта работа со стороны чем-то напоминает съемку фильма, когда с использованием муляжей и иных «киношных» средств проводится видеосъемка для создания виртуальных аварий и иных критических ситуаций.
- Недавно в Госдуме обсуждали вопросы тестирования беспилотных транспортных средств в России и пришли к выводу, что пускать беспилотник на дороги общего пользования можно лишь с том случае, если в его кабине будет находиться водитель, который при необходимости сможет перевести управление в ручной режим.
- Волгоградский производитель Volgabus готовит первые российские автономные автобусы.
- Сроки тестирования беспилотных КАМАЗов на дорогах общего пользования перенесли на 2018–2019 гг. Предполагается, что самоуправляемые грузовые автомобили будут испытывать на платной трассе М-11 Москва — Санкт-Петербург в 2016–2018 гг.
- «Группа ГАЗ» работает над созданием беспилотников на базе грузовиков «Урал» и автобусов ЛИАЗ.