Владельцам большегрузов разрешили платить «Платону» постфактум
Правительство выпустило постановление, устанавливающее возможность отсрочки платежа владельцу большегруза на основании его заявления при соблюдении ряда условий. Документ начал действовать с момента подписания, то есть с 15 апреля. Теперь собственникам (владельцам) проще рассчитывать средства, им гораздо удобнее, когда платежи отсрочены, ведь плату за перевоз грузов они также получают постфактум. В ряде СМИ говорилось, что всем владельцам была обещана возможность постоплаты, но это не так. Изначально, и мы об этом писали, предполагалось, что эту возможность предоставят только зарегистрированным перевозчикам, работающим в системе не менее двух месяцев.
Кроме этого требования правительство выдвинуло и ряд других. Так, собственник 12-тонника или юрлицо должны быть зарегистрированы в России, на борту большегруза установлено зарегистрированное бортовое устройство, за владельцем машины не должно числиться неоплаченных штрафов и в течение полугода до подачи заявления на постоплату у собственника должна отсутствовать задолженность по внесению платы.
Если эти условия соблюдены, то собственникам (владельцам) транспортного средства дают отсрочку по оплате на один месяц, следующий за отчетным периодом.
Сложности могут возникнуть лишь со специальным бортовым устройством, которое позволяет следить оператору за передвижением машины через спутник. По сведениям «Коммерсанта», на данный момент выдано около 340 тыс. таких приборов, при этом наблюдается их дефицит, так как спрос на оборудование оказался выше, чем планировалось. Росавтодор будет выпускать примерно 100 тыс. устройств в месяц, и к середине года проблему обещали решить.
Как говорится в официальном сообщении общероссийской общественной организации защиты малого и среднего бизнеса «Опора России», бизнес положительно воспринял постановление правительства, более того, перевозчики заранее начали готовиться к внедрению постоплаты. Так, в конце марта - начале апреля 2016 года оператор зарегистрировал массовый приток пользователей в систему «Платон».
По данным ООО «РТИТС», к этому времени уже 230 тыс. грузоперевозчиков зарегистрировали в системе около 680 тыс. транспортных средств разрешенной массой свыше 12 тонн.
Одновременно с введением постоплаты были отменены разовые маршрутные карты, которые разрешалось оформлять по упрощенной схеме. Это было временной мерой, призванной наладить работу «Платона» в первые дни и справиться с наплывом пользователей запуска системы 15 ноября прошлого года. Теперь, чтобы избежать штрафов при движении по федеральным дорогам страны, все владельцы большегрузов должны зарегистрироваться в системе.
Комментирует Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК»: «Платить по факту – это очень удобно, так как перевозчик может внести деньги после получения оплаты от клиента, а не пополнять средства на депозите заранее. Это нововведение мы всецело поддерживаем, только пока неясно, как будет контролироваться сбор денег по схеме постоплаты. Поэтому сейчас сложно говорить, насколько эффективными будут данные изменения в системе «Платон». К отмене разовых карт мы также относимся положительно, так как система должна работать для всех участников одинаково. Это будет дисциплинировать перевозчиков и систематизировать рынок. Однако сокращение срока действия обычных маршрутных карт с 30 до 7 дней может принести неудобства перевозчикам, так как доставка грузов в отдаленные регионы нашей страны занимает больше 7 дней. Например, до Владивостока машины едут 10-12 дней».
Как отмечает Андрей Попов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic, перевозчики работают с отсрочкой платежа, поэтому ведение принципа постоплаты снижает напряженность и выравнивает финансовые потоки. Что касается оператора, то он обязан уведомить о предоставлении или непредоставлении возможности постоплаты в течение 7 дней с момента подачи заявления.
- Сниженный тариф за проезд большегрузов по федеральным трассам (1,53 рубля за км) сначала установили до марта 2016 года, позже срок действия продлили до осени 2016 года.
- Фонд Навального пытался оспорить концессионное соглашение с оператором «Платона», в исковом заявлении утверждалось, что при его заключении был совершен ряд ошибок, а основная претензия заключалась в том, что оператора выбрали без конкурса.
- Условия концессионного соглашения держались в секрете, однако суд по требованию ФБК обязал оператора системы «Платон» их раскрыть.
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС