Shell-мобиль: нефтяной концерн может стать автопроизводителем
Автомобильный инженер Гордон Мюррей – культовая фигура в мире автоспорта и известный разработчик дорожных спортивных машин, создавший суперкар McLaren F1. В настоящее время мистер Мюррей возглавляет собственную фирму Gordon Murray Design и пытается наладить серийный выпуск разработанного по канонам спорткаров городского мини-автомобиля T.25, который был впервые представлен еще в 2010 году.
Компоновкой маленький автомобильчик длиной 2,5 м, шириной 1,5 м и высотой 1,6 м напоминает McLaren F1: двигатель расположен перед задней осью, водитель сидит спереди по центру, два пассажирских кресла смещены назад и находятся справа и слева от пилота. Кузов также изготовлен по спортивным канонам: трубчатый стальной каркас, на который навешаны углепластиковые панели. Поскольку композитная обшивка не является несущей, она изготовлена по упрощенной «рубленой» технологии из углеродного вторсырья, а потому в производстве такие кузовные панели обходятся в четыре раза дешевле стальных, что, разумеется, должно благотворно отразиться на отпускной цене автомобиля.
Пять лет назад Гордон Мюррей в дополнение к бензиновой сделал электрическую версию T.25, но поскольку теперь за проект взялся концерн Shell, то безвыхлопные технологии были преданы анафеме, ведь нефтяникам нужно куда-то заливать горючку и масло. Shell Concept Car приводится в движение бензиновым 660-кубовым 3-цилиндровым двигателем мощностью 45 л.с. Его разработала японская фирма Geo Technology, также хорошо известна любителям автоспорта, особенно тем, что следят за Формулой-1. Крутящий момент на задние колеса передает автоматическая секвентальная 5-ступенчатая коробка передач.
Благодаря хорошей аэродинамике кузова (сх = 0,29) скромный моторчик способен разогнать 550-килограмовую машинку до максимальных 156 км/ч, но разработчики установили для нее потолок в 145 км/ч – для городского автомобиля этого более чем достаточно. Первую «сотню» Shell-мобиль набирает за долгие 15,8 с, но отнюдь не стесняется этого показателя: несмотря на то, что машину создавали причастные к автоспорту специалисты, ее назначение – бороздить тесные джунгли мегаполисов, а не закладывать виражи на гоночных трассах. Подвеска у Shell Concept Car простенькая – стойки МакФерсон «по кругу», шины узенькие – 145/70 R 13.
Создатели сити-кара всячески подчеркивают его удобство и практичность: вход-выход через большой подъемный колпак не вызовет затруднений даже в самом тесном парковочном кармане, диаметр разворота составляет всего 6 м, под багаж отведено 160 л полезного пространства при 3-местном размещении и целых 720 л, если в салоне находится только водитель. Величину расхода топлива в привычном виде Гордон Мюррей сотоварищи не сообщают, но утверждается, что на установившейся скорости 70 км/ч Shell-мобиль потребляет всего 2,64 л/100 км.
Если нефтяной концерн все же решит выделить денежки на запуск машины Гордона Мюррея в производство, то она может составить конкуренцию Smart fortwo и многочисленным французским квадроциклам. Хочется верить, что по уровню пассивной безопасности Shell-мобиль все же будет ближе к Смарту, нежели к хлипкой четырехколесной мототехнике.
- Две недели назад Euro NCAP отчитался о первой в этом году сессии краш-тестов, куда попали несколько тяжелых квадроциклов. Результаты оказались без преувеличения ужасающими.
- В производители автомобилей метят не только нефтяные концерны, но и IT-гиганты. В 2020 году на мировой рынок выйдет первый электромобиль марки Apple, а китайская компания LeEco уже представила в Пекине прототип своего первого автомобиля марки LeSee.
Фото: Gordon Murray Design