Формула 1: сочинский Первомай
Во-первых, организаторы перекроили календарь, и российский этап «переехал» на весну. Сочи Автодром принимает гостей на Первомай, что в любом случае означает праздник для всех влюбленных в Формулу-1. Количество зрителей постепенно увеличивается, и, как утверждают водители автобусов, число иностранцев среди них весьма значительно.
Во-вторых, в чемпионате за полгода произошел ряд изменений, где-то значительных, где-то в меру.
Квалификационная чехарда
Гран-при России – четвертый этап в сезоне. И за предыдущие три этапа организаторы чемпионата выслушали немало нареканий в свой адрес. Главная причина – формат квалификации, который был введен в начале года. По его логике пилоты должны были выбывать по одному через определенное время. Показываешь самый плохой результат относительно лидера – марш в боксы. Такой подход привел к тому, что в квалификации Гран-при Австралии в последние пять минут на трассе остались только две машины Mercedes. Остальные предпочли сэкономить шины. Вот и получилось: самый кульминационный момент часа, а бороться за поул некому.
Таким раскладом остались недовольны все, от болельщиков до руководителей команд. И организаторам пришлось пойти на попятную. В Бахрейне еще оставили новый формат, но уже в Китае вернули привычную систему с отсеиванием сразу нескольких машин по итогам первых двух сегментов квалификации.
Конечно, можно было бы попробовать совместить оба принципа: в первых двух частях квалификации по очереди отсеивать по одному «медленному» пилоту, а третий сегмент оставить для розыгрыша поул-позиции в равных условиях. Такое предлагали и в паддоке, но организаторы чемпионата пока отказались от экспериментов. Так что в Сочи нас ждет уже привычная квалификация.
Шинный выбор
Кардинальных изменений здесь не произошло, разве что Mercedes и Ferrari сравнялись в количестве клиентов. Немецкий производитель, как и итальянский, поставляет силовые установки в четыре команды: собственно Mercedes, а также Force India, Manor и Williams. Renault строит моторы для самой Renault и Red Bull, под маркой TAG Heuer. Двигателями Ferrari пользуются другие четыре участника: Ferrari, Haas, Sauber, Toro Rosso. И единственное исключение – McLaren, который продолжает сотрудничать с Honda.
Шинники Pirelli теперь разрешают командам самостоятельно выбрать количество комплектов резины на этап. То есть командам стало проще рассчитывать тактику, им не нужно подстраиваться под жесткие ограничения поставщика. Например, в Сочи Pirelli привезла комплекты медиум, софт и суперсофт. Медиум, как обязательный комплект, взяли все, по одному для каждой машины, кроме Manor, который заказал два. Наиболее востребованным типом резины стал суперсофт, его команды планируют использовать больше. По десять комплектов для каждого автомобиля взяли Red Bull и Renault, но при этом софта – только по два. Похоже, австрийцы и французы планируют сделать ставку на квалификацию, чтобы показать как можно более высокий результат и затем в гонке провести два отрезка на сверхмягкой резине. Остальные коллективы остановились на шести-восьми комплектах суперсофта.
Новые лица, старые названия
Наконец, на стартовой решетке снова одиннадцать команд! Конечно, времена, когда на предквалификацию приезжало по двадцать и более коллективов, остались в прошлом. Костяк участников последние два десятка лет не меняется. Приходят и уходят отдельные команды. Кстати, не самые плохие, как, например, Minardi.
И вот в 2016 году на стартовой решетке опять будет двадцать два пилота. За межсезонье к пелетону присоединилась американская команда Haas, британская Manor полностью избавилась от названия Marussia, а французская Renault снова вернулась под собственным брендом.
Продолжительный скандал между Red Bull и Renault, разгоревшийся в прошлом году, закончился тем, что в этом сезоне австрийская команда получает двигатели под брендом TAG Heuer. Хотя в действительности это тот же Renault. Но по более высокой цене: иногда действительно надо промолчать, чтобы не ставить под удар будущее чемпионского коллектива.
Конечно, сейчас Red Bull не претендует на чемпионство – ее машины проигрывают Mercedes и Ferrari, однако бороться за подиум позволяют. Что Даниил Квят и продемонстрировал на Гран-при Китая. Увидев достаточно пространства на входе в первый поворот, россиянин воспользовался шансом и в дальнейшем финишировал на третьем месте.
Неожиданно недовольным этим гоночным инцидентом остался Себастьян Феттель, который в том же повороте столкнулся с машиной напарника. Что и высказал Квяту перед церемонией награждения. Правда, суть претензий не понял никто, включая главу Fiat Chrysler Automobiles Серджио Маркионне. Зато Даниил получил возможность проявить характер. А он у россиянина несомненно есть. Будем надеяться, в гонке «домашнего» Гран-при Квяту удастся проявить себя и снова подняться на подиум.
Вернемся к новичкам сезона. Американцы Haas выглядят вполне неплохо: к четвертому этапу команда набрала уже 18 очков. Конечно, во многом благодаря опытному Роману Грожану: шестое место в Австралии и пятое в Бахрейне. Впрочем, для того его и пригласили в коллектив. Второй пилот Haas – Эстебан Гутьеррес, которому по-прежнему не везет в гонках: мексиканец смог финишировать только в одной гонке из трех.
Англичане Manor, конечно, не совсем новички. Все-таки это прежняя Marussia. Однако теперь это точно Manor – от российского наследия коллектив избавился полностью. Напротив, даже обзавелся новыми пилотами: Паскалем Верляйном, прошлогодним чемпионом DTM, и Рио Харьянто, первым индонезийским пилотом в истории Формулы-1.
А вот французы Renault снова вернулись в Формулу-1 именно как та самая команда, которая выигрывала гонки. Концерн выкупил Lotus, который долгое время балансировал на грани банкротства. Пилотский состав команды в текущем сезоне таков: Кевин Магнуссен и Джолион Палмер, чемпион GP2 2014 года. А теперь еще и Сергей Сироткин в качестве тест-пилота.
Составы остальных команд изменений не претерпели:
К настоящему моменту лидерство в чемпионате в личном зачете удерживает Нико Росберг: 75 очков, в командном зачете лидирует Mercedes со 114 очками.
Личный зачет:
Командный зачет:
Расписание Гран-при России Формулы-1
Пятница, 29 апреля
10:00-11:30 — Формула-1, первая практика
12:00-12:30 — F4 NEZ Championship, практика
14:00-15:30 — Формула-1, вторая практика
16:00-16:30 — F4 NEZ Championship, квалификация
17:00-17:30 — Mitjet Series, практика
Суббота, 30 апреля
11:00-11:20 — Mitjet Series, квалификация
12:00-13:00 — Формула-1, третья практика
15:00-16:00 — Формула-1, квалификация
16:25-16:55 — F4 NEZ Championship, гонка 1 (25 мин.)
17:15-17:40 — Mitjet Series, гонка 1 (20 мин.)Воскресенье, 1 мая
11:30-11:55 — Mitjet Series, гонка 2 (20 мин.)
12:30-13:00 — F4 NEZ Championship, гонка 2 (25 мин.)
13:30 — Формула 1, парад пилотов
15:00-17:00 — Формула 1, Гран-при России (53 круга или 120 минут)
Фото: FIA, Mercedes, Red Bull, Ferrari, Manor, Haas