Опрос ЗР: можно ли приструнить нарушителей тишины?

Стоит ли наказывать мотоциклистов и стритрейсеров за излишнюю шумность их транспортных средств? Об этом мы спросили у наших читателей и теперь подводим результаты опроса.

«Окна дома выходят на дорогу. За ночь можно проснуться несколько раз. Это не просто шум от мотоцикла - это гром, от которого вибрируют стены. Есть в городе и байкеры, которым подобное чуждо - плывут спокойно в потоке, шум как от обычной машины, ну или чуть громче - вот можно же так! Должна же быть служба, которая регулирует уровень шума глушителя, это же штрафы, это же деньги в бюджет, это приемлемый уровень шума в городе. Еще два года назад такого и в помине не было. Вот сейчас стоит газует на перекрестке - время 23.45. Вот что сказать - хороший человек? Если честно, цензурных слов почти не осталось в адрес этих...».

Такими сообщениями пестрят соцсети, и людей, пишущих подобные комментарии, понять можно. С началом мотосезона вопрос встал особенно остро, так как именно байкеры чаще всего являются объектом нападок общественности. Но не нужно переносить негатив на все сообщество мотоциклистов, ведь, как известно, в стаде не без паршивой овцы. Мы решили спросить у наших читателей, как они относятся к инициативе отдельных депутатов Госдумы ужесточить ответственность для владельцев слишком громких транспортных средств. Потому что нынешний штраф в 500 рублей, конечно же, морально устарел и давно никого не пугает.

Выяснилось, что 77% наших читателей идею поддерживают, хотя 19% из них отмечают, что администрировать такое нарушение достаточно сложно.

Комментирует первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков:

«Считаю, что превышение уровня шума проблема отнюдь не глобальная. Что касается мотоциклистов, то для них достаточно и нынешних штрафов – 500 рублей за самодельный прямоток и 500 рублей за превышение шума. Вот эта тысяча как раз и справедлива, запредельные суммы не соответствуют общественной вредности, наносимой этим деянием, тут ведь тоже важно соблюсти равновесие. Если уж повышать штраф, то, скажем, до 1,5 тыс., как за избыточную тонировку. С этим бы я еще согласился.

При этом администрировать шумность очень сложно, даже сказал бы – невозможно. А поэтому вводи хоть 5 тыс., хоть 10 тыс. рублей, как предлагают некоторые популисты, это ситуацию не изменит. Важна ведь неотвратимость наказания! Ездят такие громкие лихачи чаще всего ночью, и если днем их теоретически еще можно привлечь к ответственности, то ночью это вообще невозможно. А ведь это, прежде всего, вопрос культуры. Но никто в ГИБДД этим не занимается, никаких профилактических мероприятий не проводит».

Ну и как же не выслушать мнение представителя когорты мотоциклистов, тем более что такой в редакции «За рулем», конечно же, есть.

Слово журналисту Кириллу Милешкину:

«Проблема громкого выхлопа, который так любят некоторые автомобилисты и байкеры, существует – отрицать этот факт не стоит. Но и предлагаемое наказание в 10 тыс. рублей несуразно строгое и никак логически не соотносится с другими штрафами в КоАП. Кроме того, возникает вопрос: кто и как будет оценивать уровень шума? Если инспекторам на дорогах выдадут соответствующие приборы (в чем я лично сомневаюсь) – это адекватный подход. Но что-то мне подсказывает, что будет преобладать принцип «А мне показалось». Это дополнительный простор для коррупционной составляющей. К тому же давайте не будем забывать, что за свои ошибки, случайные или умышленные, доставившие проблемы водителям, инспекторов никто не наказывает».

Ну а мы, готовя материал, обнаружили любопытную деталь. В разделе ПДД «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» пункт 6.5 гласит: «Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004». Но в нем оговаривается лишь внешний шум автомобилей, про мотоциклы там ни слова. Правда, есть статья в КоАП (8.23), которая гласит: «Эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 27.07.2010 № 239-ФЗ, от 23.07.2013 № 196-ФЗ).

Допустимые нормы шума установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных ТС» (принятого в феврале 2015 года) за номером 018/2011, в пункте 9.9. Для мотоциклов (категория L) эта норма не должна превышать 96 децибел.

  • Поправки к статье 8.23 КоАП РФ, регламентирующей ответственность за эксплуатацию ТС с превышением нормативов уровня шума, предложил внести первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.
  • В апреле глава московского Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский выступил с инициативой создать для борьбы со слишком громкими стритрейсерами и байкерами специальную шумовую полицию.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Справка

Прямоток - установка на автомобилях и мотоциклах спортивных выхлопных труб без звукопоглощающего наполнителя.

P.S. Результаты этого и других опросов, проведенных на нашем сайте, можно найти, зайдя во вкладку «Весь сайт» (на красной плашке вверху страницы) и выбрав графу «Все опросы». Текущее голосование будет располагаться в разделе «Актуальные»; опросы, голосование по которым завершено, - в разделе «Архив».

Подпишитесь на «За рулем» в