Опрос ЗР: автоюристы — спасители или ловкачи?
Еще раз напомним, автоюристы — это специалисты-практики в области автомобильного права. В связи с тем, что правовые отношения с участием автомобилистов, государственных органов и страховых компаний имеют свою специфику: законодательство меняется часто, а судебная и административная практика складываются неравномерно, это привело к выделению особой специализации среди юристов — профессионалов в области решения проблем автомобилистов. А внутри этого сообщества есть профессиональные посредники, то есть те, кто на этом откровенно наживается, скупая право требования страховки у автовладельцев и добиваясь максимальных выплат от страховых компаний, включая пени и штрафы. Благо это или зло, каждый автовладелец решает сам, но обращаются к таким «специалистам», как правило, когда другого выхода уже нет.
Мы спросили у наших читателей, согласны ли они за приемлемое вознаграждение переложить проблемы, связанные с получением страховых выплат, на автоюристов? 71% респондентов ответили утвердительно, еще 21% могут это сделать в зависимости от ситуации. Такого единодушия, мы признаться, не ожидали.
Все объясняется просто: 76% ответивших не согласны с порядком получения возмещения по ОСАГО.
«За рулем.РФ» обратился за комментариями к главе экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президенту АНО по защите прав страхователей «За справедливые выплаты» Александру Ковалю.
«Все больше страхователей изъявляют желание обращаться к профессиональным посредникам, и это понятно: независимые юристы готовы идти им навстречу, в отличие от страховщиков. Автоюристы приезжают на место происшествия, консультируют, помогают корректно описать аварию и оформить необходимые документы. Представители же страховых компаний могут уделить клиентам каплю своего времени только сидя в своих офисах. Где тут справедливость? Законопослушный человек, заключивший договор ОСАГО, пострадал – и сам должен бегать, собирать документы, ездить на осмотр, чтобы отстоять свои права. Страховщики относятся к страхователям приветливо лишь на этапе заключения договора и получения страховой премии. А когда речь заходит о страховых выплатах, клиент в их глазах превращается в форменного грабителя, от которого нужно защищаться.
Не удивляет также, что 76% респондентов не устраивает порядок получения возмещения по ОСАГО. Изначально речь шла о том, чтобы максимально упростить процедуру возмещения убытков, автоматизировать ее. По факту же эта процедура еще больше усложнилась: она требует от страхователей еще больше времени и сил. Естественно, это мало кого устраивает.
Ряд моментов в новом законе вообще не отрегулированы. Например, нужно согласовывать со страховой компанией время осмотра поврежденного автомобиля. Это само по себе не так просто для работающего человека. Но бывает, что страховщик хочет перенести это время, и это требует нового согласования. Процесс может длиться бесконечно, он ни чем не ограничен.
Здесь существует еще одна принципиальная проблема: первичную независимую экспертизу имеет право заказывать только страховая компания. Страхователь самостоятельно заказать ее у независимой организации – в удобное время и в удобном месте – не может. Другими словами, закон априори считает всех наших автовладельцев потенциальными мошенниками, намеренными ограбить страховые компании. Вряд ли это унизительное положение может кого-то устроить».
Так кто же такие эти самые автоюристы? В этом попытался разобраться наш автор в материале «Шулеры или Робин Гуды?».
- Компания МАКС ввела штраф для своих клиентов: теперь за переуступку прав требований им грозит штраф в размере 30 тыс. рублей.
- Недавно Верховный суд решил обобщить опыт судебной практики в области обязательного страхования автогражданской ответственности. Обнародуя отдельные положения этого обзора, судья ВС РФ Виктор Момотов отметил, что не видит ничего предосудительного в деятельности автоюристов, скупающих право требования страховки у автовладельцев и добивающихся максимальных выплат от страховых компаний, включая пени и штрафы. Если они действуют в рамках закона, это лишь способствует повышению профессионального уровня страховых компаний.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС