Пока Илон Маск говорит, НАМИ делает!
В июле Илон Маск поведал о стратегическом плане развития компании Tesla Motors на ближайшие десять лет. Одним из его пунктов значился беспилотный автобус, который совершит революцию в системе наземного колесного транспорта. Места в нем можно будет резервировать с помощью приложения в смартфоне, при этом пассажиру подадут либо ближайший шаттл, либо идущий по оптимальному для него маршруту. Концепт такого автобуса Tesla обещает показать лишь в следующем году, а вот Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ» свой «Шатл» уже сделал и привез на Московский автосалон!
Отечественная беспилотная маршрутка уже ездит, но со скоростью не более 25 км/ч. Дизайн – космос! Трудилась над ним та же команда дизайнеров, что работает над правительственным проектом «Кортеж», а бюджеты там щедрые, есть где развернуться талантам.
Выставочный образец собран весьма качественно, на уровне предсерийных моделей, хотя сами разработчики не уверены, что «Шатл» пойдет в производство в текущем виде. Варианты возможны как по части дизайна, так и в технической начинке. Сейчас «Шатл» оснащен низковольтной АКБ и двумя электромоторами мощностью 20 кВт – по одному на каждую осью. Длина микроавтобуса – 4,6 м, ширина – 2,0 м, высота – 2,5 м. В салоне – шесть сидячих мест и шесть стоячих. Компоновка сделана симметричной, спереди и сзади машина одинаковая, обе оси снабжены рулевым механизмом.
Органы искусственного зрения полностью интегрированы в кузов, а не гнездятся на крыше, как у некоторых опытных беспилотников западных фирм. «Шатл» оснащен радарами ближнего и дальнего действия, ультразвуковыми датчиками, несколькими камерами и лидарами. Все компоненты импортные, но программное обеспечение, заведующее их работой, – свое, российское, а это на данный момент самая дорогая составляющая беспилотных систем.
Когда именно начнется производство «Шатла» и на чьих мощностях, пока неизвестно, но присутствовавшие на стенде представители НАМИ недвусмысленно давали понять, что скоро. Дело в том, что проекту покровительствуют «на самом верху», поскольку понимают, что за автономными машинами будущее.
- В июле на Форуме стратегических инициатив группа компаний Volgabus представила первый в России прототип беспилотного автобуса. В НАМИ машину коллег назвали «сырой», мол «наш Шатл проработан куда лучше».
- Также в июле Правительство РФ опубликовало постановление о предоставлении субсидий российским предприятиям, ведущим разработку беспилотных автомобилей.
- Для беспилотных автомобилей в России уже разработаны новые дорожные знаки, их планируется включить в раздел №5 Правил дорожного движения.
- В феврале Росавтодор и транспортное агентство Финляндии договорились о совместной работе над дорожной инфраструктурой для движения беспилотников.