Государство может приостановить программу господдержки автопрома
В 2017 году государство может ужать программу поддержки автопрома, сообщил источник «Коммерсанта». На фоне сокращения средств в бюджете чем-то придется жертвовать, и первым «лишним звеном», по всей видимости, станет программа обновления автопарка, с помощью которой два года стимулировали покупательский спрос.
Источники издания рассказывают, что в правительстве начали обсуждать меры поддержки автопрома на 2017 год. Отмечается, что программа обновления автопарка подошла к своему логическому завершению, на третий год она уже не так эффективна. Окончательное решение будет принято, когда определится объем антикризисного фонда, а это произойдет уже в октябре-ноябре.
Программа обновления парка действует с сентября 2014 года, в 2015 и 2016 годах на это выделяли по 22,5 млрд рублей. По данным Минпромторга, за январь-август по ней продано 263,7 тыс. машин, лидеры — АВТОВАЗ (доля от субсидий 32%), Hyundai, Renault, Nissan, Volkswagen. Глава Минпромторга обещал, что меры поддержки на 2017 год определят в конце текущего года.
Несмотря на господдержку, рынок продолжает падать, причем в августе это падение ускорилось. Аналитики предупреждают, что, как ни поддерживай рынок, те, кто может приобрести автомобиль, его купят и без скидки, для остальных госсубсидии не имеют смысла.
Директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов полагает, что отмена программы финансирования сильно не повлияет на уже просевший рынок корпоративного транспорта. Сейчас в этом сегменте на рынке России спад, и в следующем году ситуация не улучшится. Оживления рынка он ожидает не ранее конца 2017 года. Крупные компании очень осторожно относятся к закупкам новых автомобилей, что обусловлено кризисом. Сейчас повлиять на прибавку продаж может только устойчивый рост грузооборота в стране.
А вот положение автопроизводителей отмена субсидий ухудшить может. Источники издания полагают, что больше всего это отразится на АВТОВАЗе, продажи которого, в отличие от конкурентов, снизятся на фоне отсутствия средств для субсидирования скидок. Спада продаж при остановке программ ожидают и на ГАЗе.
В этом году по программам господдержки было продано до 50% автомобилей Lada, в Kia по программе продано 10%, у Ford Sollers и Renault — более 50% и 40% соответственно.
Прозрачной схемы распределения субсидий Минпромторгу разработать так и не удалось. Предполагалось, что квоты должны зависеть от доли завода в общем производстве, но фактически это было не всегда так. Если бы деньги распределяли по строгим критериям, то их большая часть досталась бы Hyundai-Kia, что не устраивало государство и российских производителей.
Минэкономразвития выступает за прекращение программы, считая ее вредной и создающей отложенный спрос. Последствия от нее будут только усугубляться: чем дольше откладывать остановку, тем сильнее будет падение продаж, рынок должен сам себя регулировать. Мировой опыт показывает, что такие программы вводятся на срок не более 2-3 лет. Кроме того, поддержка автопрома не повышает конкурентоспособность участников рынка, в отличие от помощи по снижению себестоимости или росту локализации.
- Не все оценивают российский авторынок столь пессимистично, например, в Mitsubishi полагают, что в 2018 году все наладится, и готовятся в «большому рывку».
- В августе продажи в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократились на 18%, согласно данным АЕБ, еще в июне казалось, что рынок близок к восстановлению, но прервать отрицательный тренд в динамике продаж не получилось.
- А вот продажи подержанных автомобилей продолжают набирать обороты, хотя и не такими быстрыми темпами, как предрекали аналитики.
Фото: Skoda