В Москву движутся автопилотируемые делимобили

Столичный каршеринг развивается быстрыми темпами. Настолько бысто, что уже в ближайшее время на улицах города можно будет арендовать электрокары, а позже и вовсе прокатиться без водителя.

Самому крупному каршеринговому проекту России — компании «Делимобиль» — исполнился всего год, но его руководству уже есть что рассказать журналистам, в том числе о ситуации на рынке.


А ситуация эта весьма радужная, говорит на вполне сносном русском инвестор «Делимобиля» Винченцо Трани из компании General Invest. Получив поддержку от московского правительства, год назад был запущен проект, который активно развивался вместе с самим рынком каршеринга. Напомним, пионерам этого вида услуг несколько лет назад пришлось столкнуться с рядом проблем (высокие накладные расходы, сложность в оформлении договоров для пользователей, высокая стоимость аренды и как следствие скепсис среди москвичей), отчего продвижение делимобилей буксовало. Да и инвестиций было недостаточно, чтобы создать качественный бизнес, говорит г-н Трани.

Однако, даже несмотря на кризис, General Invest поверила в Москву, вложив 1 млрд руб., и уже через восемь месяцев после старта проекта вышла на безубыточность (вложенные средства инвестор планирует вернуть через 2,5 года после старта проекта). Не обошлось и без поддержки со стороны местных властей, к тому же дорожная ситуация в городе (введение платных парковок и рост трафика) заставляет все больше жителей города отказываться от личного транспорта.

За минувший год помимо «Делимобиля» в столице появилось еще три компании, и интерес к этому бизнесу еще не иссяк, говорит Наталья Де Блэсио, руководитель проектов Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. Вместо 100 машин на первом этапе за год их суммарный автопарк увеличился до 900 единиц (в ближайшее время эта цифра возрастет до 2,5 тыс.). При этом у 64% пользователей каршеринга есть личный транспорт, но они предпочитают аренду машины. Основные мотивы при этом — возможность водить самостоятельно и быть свободными в передвижении (37%), а также экономия по сравнению с такси (32%).

Поддержка каршеринга в Москве со стороны властей происходит по классическому сценарию, принятому за рубежом: выдаются льготы на парковку машин (60 тыс. руб. на три года), отвечающих требованиям по размеру (не больше В-класса), оборудованию (установка GPS и ГЛОНАСС для определения местоположения), нормам токсичности и возрасту. И поддержка эта продолжится: планируется увеличить размер машин для льготной парковки, да и сама номенклатура стоянок расширится за счет вокзалов и аэропортов.

Если говорить о портрете пользователей услуги аренды машин, то в 80% случаев это мужчины в возрасте 25-40 лет, специалисты и руководители среднего звена, в 40% случаев — работающие в ЦАО столицы, говорит Станислав Грошов, гендиректор компании «Делимобиль». Есть у него и другая любопытная статистика. По данным оператора, одним автомобилем за день успевают воспользоваться в среднем десять человек, то есть текущий автопарк компании (700 машин) заменяет транспортные средства 7 тысячам человек.

К слову о самих машинах. В парке компании только Hyundai Solaris. На мой вопрос, почему был выбран именно этот автомобиль (в парке только седаны), Винченцо Трани ответил, что выбор был непрост, так как, с одной стороны, итальянское происхождение вложенных в проект средств довлело в пользу итальянских производителей, но, с другой, на вооружение должны были быть взяты производимые на территории РФ машины. Тогда «Делимобиль» обратил внимание на рынок такси, где Hyundai Solaris был в фаворитах, да и сам седан весьма привлекателен в плане цены и удобства использования, говорит г-н Трани.

Все популярнее становятся поездки пользователей каршеринга в аэропорты (только у «Делимобиля» их более ста ежедневно).

Ценовые войны

Растущая популярность каршеринговых машин тем более очевидна, если учесть, что на владение автомобилем ежегодно пользователи этих услуг тратили бы около 329 тыс. руб. (расходы на бензин, страхование каско и парковку), в то время как затраты на передвижение на арендованном автомобиле, по подсчетам Станислава Грошова, составляют около 70 тыс. руб. в год.

Впрочем, не все так безоблачно. Не стоит забывать об ответственности арендатора в случае ДТП по его вине. При максимальном раскладе ему придется заплатить 150 тыс. за ремонт поврежденного автомобиля, правда, пытается успокоить запаниковавших г-н Грошов, повредить Solaris на эту сумму еще нужно постараться (только мне показалось, что сделать это проще пареной репы?). Впрочем, если выбрать более дорогой тариф (10 руб./мин вместо 7 руб./мин), траты на ремонт можно ограничить суммой 10 тыс. руб.

На данный момент тариф для физлиц в 7 руб./мин — самый низкий на рынке. У конкурентов из YouDrive он составляет 8 руб./мин. По словам Винченцо Трани, и этот показатель не предел (для себя компания определила порог безубыточности на уровне 3,5 руб./мин), но нужно помнить о качестве услуг, который может страдать при демпинге.

С водителем и без

Работают в «Делимобиле» и над внедрением электрокаров — в будущем году первые из них уже появятся в парке компании. Хотя рост этого направления тормозит развитие инфраструктуры зарядных станций по городу. «За рулем.РФ» недавно сообщал о появлении в РФ второго производителя машин на батарейках — после Mitsubishi на это решилась и французская Renault. Однако над поставщиком машин в «Делимобиле» еще размышляют.

Расширится и география пользования услугами. Она уже вышла за пределы МКАД, в I квартале следующего года появится и в Санкт-Петербурге, а позже и в других городах России, говорят в «Делимобиле». Правда, уточняют, что расширение будет продуманным, так как во главе угла стоит плотность местного населения на квадратный километр.

Наконец, из разряда научной фантастики нынешнее общение компании с американскими производителями по внедрению беспилотных технологий в столичную сеть каршеринга. Хотя сами делимобилевцы тут же признают необходимость изменений нормативно-правовой базы на федеральном уровне. По этой причине они намерены выступить через местные органы с инициативой о внесении необходимых поправок, кивая на опыт Сингапура, где местная компания nuTonomy уже начала развивать это направление.

Подпишитесь на «За рулем» в