Правительство хочет повысить тариф «Платона» дважды
Планы повысить тарифы системы взимания платы с большегрузов вынашиваются уже полгода, об этом неоднократно предупреждал министр транспорта Максим Соколов. Дескать, тестовый режим с тарифом 1,53 руб. завершается, необходимо вернуться к полному тарифу, чтобы появилась возможность реализовать все намеченные дорожные проекты и оптимизировать логистическую цепочку передвижения грузов по территории нашей страны.
И вот наконец перспектива роста тарифа «Платона» стала более очевидной: Аркадий Дворкович предложил Дмитрию Медведеву рассмотреть увеличение платы за проезд грузовиков тяжелее 12 т по федеральным трассам с 1,53 до 2,6 руб./км в феврале и до 3,06 руб./км в июне. Об этом «Ведомостям» рассказали два федеральных чиновника. В Росавтодоре ситуацию комментировать не стали, отметив, что это будет решать правительство.
Напомним, сначала тариф должен был составить 3,73 руб. за км, но из-за массовых протестов дальнобойщиков решили ввести тестовый период с платой 1,53 руб. за км. До марта система должна была прийти в равновесие, а потом тариф предполагалось удвоить до 3,06 руб., но правительство сохранило льготный тариф, пообещав вернуться к вопросу осенью.
Изданию также стало известно, что новый тариф правительство хочет успеть утвердить до второго чтения бюджета в Госдуме. Пока в проекте бюджета повышение не учтено, а при текущем тарифе за год система может собрать не более 20 млрд рублей.
Сейчас не то время, чтобы повышать тарифы, считает первый зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов. Надо подождать, когда будет расти экономика, а транспортники выйдут на прежние объемы прибыли. В связи с обесцениванием рубля им и так приходится работать на износ, а новый тариф вообще может стать непосильной нагрузкой, особенно для малых предприятий. В транспорте таких около 400 тысяч, и из-за этого повышения тарифов часть из них может покинуть рынок, предупреждает депутат.
Что думают об этом сами транспортники? «За рулем.РФ» обратился за комментариями к директору по закупкам транспортных услуг FM Logistic Максиму Бочкову. Он отмечает, что увеличение финансовой нагрузки и сейчас дается бизнесу очень тяжело, а расходы на оплату в системе «Платон» составляют до 5% в структуре затрат перевозчика. Из-за невысокой маржинальности этого бизнеса перевозчик будет вынужден переложить данную статью затрат на клиента (производителя), последний в итоге на конечного покупателя, стоимость продуктовой корзины может вырасти от долей до целых процентов, в зависимости от группы товара. «Думаю, что в конечном итоге данное предложение все равно будет реализовано, и очень надеюсь, что полученные средства пойдут в бюджет на ремонт и строительство федеральных и локальных дорог. Также надеюсь, что все будут равны перед законом и будут исправно оплачивать проезд по дорогам, не объезжая рамки контроля по локальным дорогам или просто игнорируя и не оплачивая проезд по федеральным», — говорит он.
Дмитрий Воеводин, начальник отдела логистических операций DPD в России, согласен с тем, что рост тарифа «Платона» увеличит затраты перевозчиков, и это приведет к росту тарифов и на их услуги. На его взгляд, тариф должен остаться на прежнем уровне в ближайшие 2-3 года. А затем его можно постепенно повышать. Это снизит нагрузку на бизнес в условиях нестабильной экономической ситуации в стране.
- Ранее Минэкономразвития рекомендовало не трогать тарифы взимания платы с большегрузов до 2019 года, чтобы избежать давления на рынок и повышения цен на товары.
- Система «Платон» была введена в ноябре 2015 года и сразу же вызвала волну протеста дальнобойщиков, чтобы как-то смягчить ситуацию, для владельцев 12-тонников был введен налоговый вычет из транспортного налога в размере платы за проезд по федеральным трассам.
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС