Минфин предлагает привязать полис ОСАГО к водителю, а не к автомобилю
Минфин предложил новый пакет поправок в Закон об ОСАГО, который, если его примут, произведет настоящую революцию на рынке «автогражданки». Основное в этих поправках то, что цена полиса будет зависеть от водителя, а не от автомобиля, пишут «Ведомости». То есть по сути ведомство предлагает заново перекроить всю с таким трудом сложившуюся систему. Да, она несовершенна и вызывает массу нареканий, но система работает, а что будет с новой – большой вопрос.
Сейчас цена ОСАГО зависит от региона, возраста и стажа водителя, мощности двигателя машины и ее аварийности (коэффициент бонус-малус). Минфин предлагает убрать коэффициенты, связанные с техническими характеристиками автомобиля и регионом использования, и ввести коэффициент, отражающий водительские навыки – стаж вождения и «профессиональную компетентность».
Предполагается, что устанавливать коэффициенты будет сам страховщик, оценивая лиц, которых он допустит к управлению автомобилем. Во внимание будут брать следующие параметры: агрессивность вождения, привлечение к административной или уголовной ответственности за опасную езду. Предлагается реформировать и систему бонус-малус: учитывать наличие и число страховых выплат в результате ДТП, произошедших по вине водителя, «по всем транспортным средствам, находящимся в его управлении», и по всем договорам ОСАГО.
Поправки допускают возможность расширения страхового покрытия: для определения цены полиса вводится коэффициент, зависящий от страховой суммы. Помимо стандартной компенсации (400 000 руб. за ущерб имуществу и 500 000 руб. за ущерб жизни или здоровью) предлагается два варианта: по 1 млн руб. за ущерб имуществу, а также жизни или здоровью, либо по 2 млн рублей.
Замминистра финансов Алексей Моисеев признает, что законопроект спорный, поэтому, если другие ведомства воспримут его негативно, сильно настаивать на нем Минфин не будет. Есть и другой вариант – во время обсуждения законопроект может измениться и прийти к удобоваримой форме.
Ранее привязать стоимость полиса ОСАГО к водителю, а не к автомобилю, предложила и ФАС.
В РСА к инициативе Минфина отнеслись с осторожностью, глава Союза Игорь Юргенс отметил, что она неожиданная и риски, а также возможная стоимость, пока не просчитаны. Другие участники рынка полагают, что вводить абсолютно новую конструкцию при нынешней ситуации в стране нельзя. Нужно все тщательно взвесить, просчитать и прописать, на это потребуется не менее года – слишком уж масштабные предполагаются изменения. Кроме того, это, несомненно, повлечет увеличение стоимости полиса, что в нынешних условиях вряд ли окажется популярной идеей. Поэтому на данном этапе в Закон об ОСАГО следует вносить лишь точечные и хорошо просчитанные изменения.
— То, что предлагает Минфин, как мне кажется, является слишком серьезной перекройкой рынка ОСАГО. Мы еще не дождались окончания начатых реформ, которые призваны в корне изменить ситуацию с доступностью ОСАГО в регионах («Единый агент РСА» и обязательная для всех страховых компаний продажа электронных полисов). Кроме того, не реализовав до конца замечательную идею «натурального возмещения» как основного вида выплаты пострадавшим автомобилистам, Минфин вновь решает менять систему.
С одной стороны, привязывать стоимость полиса не к автомобилю, а к водителю, вроде как логично, ведь машина не ездит сама по себе. Положительно можно относиться и к предложению учитывать количество нарушений ПДД при покупке полиса ОСАГО. Если водитель постоянно нарушает правила движения, то он должен больше платить за полис. Те же, кто ездит аккуратно, вправе рассчитывать на серьезную скидку. Но опять же, подобное изменение повлечет серьезные технические изменения в работе всех компаний. А сейчас нужно уже довести до логического завершения начатые преобразования.
Мне кажется сомнительным исключение так называемого «территориального коэффициента». Ведь в реальности в разных регионах различные риски наступления страховых случаев. Где-то аварии случаются чаще, где-то реже.
Не уверен также, нужны ли нам разделения ОСАГО по лимитам выплат, как это предлагают в Минфине. Ведь и сейчас максимальный лимит по железу сейчас весьма достаточен. Тем же, кому нужно большее возмещение, покупают каско. А с учетом сегодняшнего ОСАГО на каско можно серьезно сэкономить, купив добровольную страховку с большой франшизой или только от угона.
- Госдума в осеннюю сессию должна принять два важных закона — о приоритете натурального (ремонт авто) возмещения по ОСАГО и о финансовом омбудсмене на рынке автострахования.
- Автодилеры пытаются заработать на реформе ОСАГО — недавно сообщество предложило осуществлять ремонт только на официальных станциях, мотивировав это тем, что частники не имеют представления о стандартах качества и могут схалтурить, ремонтируя автомобиль.
Фото: Донат Сорокин/ТАСС