Замглавы Росавтодора: «Платон» себя оправдал
На сегодняшний день в системе «Платон» зарегистрировано 780 тыс. транспортных средств, это около 267 тыс. перевозчиков, сообщил замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов в эфире радиостанции «Коммерсантъ FM». Вне системы на сегодняшний день остаются примерно 230-250 тыс. тяжелых грузовиков, примерно 25% из 1 млн, который сейчас есть. В основном, это даже не индивидуальные предприниматели, а просто собственники большегрузных автомобилей, такие данные привел генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост консалтинг» Борис Рыбак.
До введения системы были очень приблизительные сведения о количестве грузовиков в стране. ГИБДД представляла данные 1,7-1,8 млн зарегистрированных грузовых автомобилей, однако часть из них никогда не выезжала на федеральные трассы — это карьерные самосвалы, городская уборочная техника, часть уже превратилась в металлолом, но все еще числится по бумагам. Система «Платон» позволит не только обелить перевозки, но и собрать реальную статистику, которая поможет отрегулировать рынок.
С ноября прошлого года с помощью «Платона» с большегрузов удалось собрать порядка 17,5 млрд рублей. Это при том, что ставка была снижена; если бы она была такой, как задумывалось, денег удалось бы выручить вдвое больше. Сейчас у нас действует льготный тариф — 1 руб. 53 коп. за км, его пришлось установить на фоне некоторого недовольства и опасений перевозчиков, правительство решило дать им время для адаптации. Поэтому сейчас речь идет не о повышении тарифа, а о возврате к первоначально задуманному, причем он будет поэтапным: с февраля следующего года тариф увеличится до 2,61 руб. за км, а летом ставка составит 3,06 руб, сообщил Прончатов.
Те деньги, которые удалось собрать благодаря системе «Платон», расходуются на особо значимые проекты. Так, на ремонт региональных дорог, которые находились в особо критическом состоянии, уже потрачено 11 млрд рублей в 40 городах и субъектах Российской Федерации. Например, в Петрозаводске отремонтировано 76 из 230 улиц, 12 млрд руб. было направлено в 19 субъектов на строительство, реконструкцию, ремонт 31 искусственного сооружения. Если суммировать, получится, денег потрачено больше, чем собрано, но это особенности бюджетного процесса Российской Федерации, объяснил замглавы Росавтодора. Так как предварительно выручка предполагалась больше, то эти деньги позже вернутся в федеральный бюджет.
На следующий год разработана специальная методика расходования собранных средств, которая предполагает привлечение частных инвестиций на проекты государственно-частного партнерства. Раньше, до ввода системы «Платон», шансы на реализацию таких проектов были минимальными, потому что они капиталоемкие, и дорожные фонды регионов не в состоянии их профинансировать.
По проектам государственно-частного партнерства существует конкурсный отбор. И сейчас по итогам рассмотрения первых шести заявок отобрано три очень крупных региональных проекта. Это Хабаровский край, строительство обхода, огромный проект свыше 30 млрд руб., строительство моста и дороги в Перми и Новосибирске. По этим проектам пока есть только промежуточные решения, но если их утвердят, со следующего года начнется их реализация.
«Мы видим, что система работает, она оправдала себя, это принцип «пользователь платит», который реализован в большинстве стран мира. И, скорее всего, к этому вообще все страны придут, и мы даже слышим прогнозы, что за дорогу будут платить все. Конкуренция с железной дорогой, с другими видами транспорта, она как раз и показывает, что мы должны за пользование инфраструктурой получать денежные средства. Потому что, вот, железная дорога — никто же не придумал пользоваться рельсами железной дороги бесплатно. А дороги — кто захотел, тот и выехал. И строительство дорог, оно такое же дорогое. И поэтому налогоплательщики, которые не пользуются дорогами, вынуждены из своего кармана за нее платить, но не пользователи инфраструктуры. Хотя там есть, конечно, косвенные налоги. Но весь мир пришел именно к такому стандартному механизму финансирования дорожных фондов — это оплата за проезд», — отметил Дмитрий Прончатов.
- Недавно появилась информация, что власти изучают целесообразность включения в систему «Платон» автомобилей массой от 3,5 до 12 тонн и даже попросили специалистов Высшей школы экономики подготовить научное обоснование для расширения налоговой базы. И хотя Минтранс поспешил заверить, что проработка вопроса вовсе не означает расширения действия «Платона», многих эта информация насторожила.
- Еще совсем недавно повышение тарифов «Платона» казалось неизбежным уже в этом году, но потом заместитель главы Минтранса Евгений Дитрих предположил, что решение этого вопроса будет отложено до следующего года.
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС