Законопроект о приоритете ремонта над выплатой по ОСАГО все-таки рассмотрят в декабре
«Думаю, что все-таки в первом чтении примем в декабре и будем дорабатывать с учетом замечаний администрации президента, правительства, ЦБ и депутатов Госдумы», — сообщил глава профильного комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков в интервью РИА Новости.
Он также пояснил, что после первого чтения будут учтены все замечания, а в январе Госдума постарается рассмотреть законопроект сразу во втором и третьем чтениях, чтобы он вступил в силу уже в марте.
Законопроект допускает приоритет восстановительного ремонта над страховой выплатой по ОСАГО, предоставляя право выбора способа возмещения причиненного транспортному средству вреда (в натуральной или денежной форме) страховщику. Требования к станциям технического обслуживания (СТО), на которых может производиться ремонт транспортных средств, прописываются в договоре со страховщиком.
СТО должна располагаться в пределах 10 км от границы населенного пункта, в котором проживает потерпевший, если его численность составляет более 500 тысяч человек, и не дальше 200 км от границы других населенных пунктов. Ремонт сможет осуществлять только СТО, ремонтирующей транспортные средства, марка, категория и возраст которых совпадают с автомобилем потерпевшего. Если возраст поврежденного транспортного средства не превышает двух лет с года выпуска, страховщик должен организовать его ремонт на сервисе у официального дилера, с которым у него заключен договор.
Комитет по финрынку обратил внимание, что законопроект больше ориентирован на интересы страховщиков, чем автовладельцев. Поэтому рекомендовал при подготовке законопроекта ко второму чтению отредактировать документ таким образом, чтобы он больше учитывал интересы потерпевших. Так, комитет предложил все-таки дать возможность потерпевшему выбирать СТО из списка, предложенного страховщиком. Предполагается также дать Банку России функции надзорного органа за ремонтными мастерскими, допущенными к восстановительному ремонту.
Также в законопроекте следует указать меры воздействия, которые могут быть применены Банком России к страховщикам, некорректно организовавшим восстановительный ремонт транспортного средства.
Депутат Михаил Емельянов, внося законопроект, отмечал большую активность посредников (автоюристов), которые, минуя страховые организации, обращаются за выплатой страхового возмещения в суды. Переход на возмещение ремонтом решит проблему автоюристов, использующих Закон о защите прав потребителей, чтобы взыскать со страховщиков много больше, чем позволяет ОСАГО. Президент Владимир Путин на прямой линии в апреле пообещал разобраться с автоюристами, чтобы те не тиранили страховщиков. Взамен страховые компании согласились, что электронная продажа ОСАГО станет обязательной услугой, в том числе в проблемных регионах.
Если законопроект не будет принят, в первом квартале страховые компании ждут убытки, и есть шанс, что многие начнут сдавать лицензии на осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности.
- Сейчас РСА активно ведет работу со страховыми компаниями, чтобы с 1 января 2017 года все были готовы к предоставлению услуги е-ОСАГО.
- Ранее глава департамента страхового рынка ЦБ РФ Игорь Жук заявил, что в 26 регионах РФ складывается тяжелая ситуация на рынке «автогражданки». Помочь решению проблемы может только принятие нормы о приоритете ремонта перед денежной выплатой. В этом случае автоюристы потеряли бы интерес к ОСАГО и страховщики не несли бы такие существенные потери из-за судебных тяжб.
- Глава РСА Игорь Юргенс ранее отмечал, что нужно как можно скорее принять закон о приоритете восстановительного ремонта и даже написал письмо Владимиру Путину, где выразил свои опасения по поводу срыва реформы ОСАГО.
Фото: «За рулем»