Опрос ЗР: чем скрасим время в беспилотниках?
Пока этот опрос получится полушуточным: мы спрашиваем о том, что только маячит в очень дальней перспективе. И тем не менее, как отметил в интервью «За рулем» гендиректор «Бакулин Моторс Групп» Алексей Бакулин, будущее порой гораздо ближе, чем кажется. Как стремительно вошли в нашу жизнь мобильные телефоны и как быстро они превратились в мини-компьютеры (смартфоны), которые мы ежедневно носим с собой и настолько к ним привыкли, что уже не видим в этом ничего необычного. Как привыкают многие владельцы к автоматическим функциям, которые предлагает им автомобиль, – самопарковщику, функции аварийного торможения, адаптивному круиз-контролю, системе мониторинга слепых зон и удержания в своей полосе и т.д. Поэтому мы решили пофантазировать и узнать, когда бездушная автоматика полностью освободит людей от управления автомобилем, чем тогда займут свое время люди, которые будут перемещаться из точки А в точку Б? В сущности, можно было бы спросить и иначе, чем займутся водители, превратившись в пассажиров? Выяснилось, что наши люди любят поспать, по крайней мере 20% читателей проголосовали за этот вариант ответа, чуть больше у нас любителей помечтать и полюбоваться пейзажем за окном, таких 22%, трудоголиков тоже хватает – этот вариант ответа набрал 8%. В опросе разрешалось выбрать три варианта, чтобы у респондентов была возможность проголосовать за свои основные предпочтения.
Как вы планируете проводить время в беспилотных транспортных средствах?
А теперь о серьезном – насколько мы психологически готовы доверить управление средством повышенной опасности роботу?
- Я до сих пор скептически отношусь к беспилотным транспортным средствам. Во-первых, человечество пока не достигло такого уровня технического развития, когда электроника работает без сбоев и на нее можно полностью положиться. Если заглючит телефон или зависнет домашний компьютер, то вашей жизни и вашему здоровью ничего угрожать не будет. А в случае с тем же автомобилем последствия могут быть катастрофическими, как для вас, так и для окружающих. Разумеется, я слышал про дублирующие каналы управления и переходы на специальные алгоритмы работы в подобных ситуациях, но доверия это не добавляет. Особенно в свете последних сообщений об авариях с участием транспортных средств, работающих в автономном режиме (взять ту же Теслу!) или о перехвате управления автомобилем какими-нибудь злоумышленниками, способными хоть с другого конца света заглушить двигатель на ходу или взять на себя руление.
И еще: я до сих пор получаю удовольствие от самого процесса управления автомобилем. Мне нравится крутить баранку, давить на педали, переключать передачи. И я не хочу с этим расставаться, хотя и готов признать, что в отдельных случаях не отказался бы от того, чтобы бездушный робот сам отвез меня из точки А в точку Б (например, с работы домой по пробкам).
- Автопроизводители наперебой заявляют о разработке беспилотников. Из последнего: Honda на выставке потребительской электроники, которая пройдет в Лас-Вегасе с 5 по 8 января 2017 года, покажет не просто автономное транспортное средство, а устройство, способное «искусственно генерировать свои собственные эмоции». Пока новинка лишь заявлена, подробности мы расскажем ближе к дате презентации.
- В декабре прошлого года власти Калифорнии законодательно запретили публичные тесты беспилотников без участия человека — прежде этот аспект технического прогресса, в сущности, никак не регулировался. К непопулярной мере законотворцев побудили несколько аварий с участием беспилотных прототипов Google, которые вообще не имеют традиционных органов управления, так что человек в салоне даже не может подстраховать «глупую» машину.
- Летом этого года многих потрясло сообщение о том, что супербезопасный автомобиль Tesla Model S, находившийся в режиме автопилота, на большой скорости врезался в фуру.
- На «Транспортной неделе», прошедшей в Москве осенью этого года, компания Volgabus представила концепт беспилотного смартбуса MatrЁshka, а испытания самоуправляемого КАМАЗа обещают начать уже в 2018 году.