Депутат Нилов о платном въезде в городах: «Вот тебе, бабушка, и Ликсутов день!»
Резонансный законопроект, споры вокруг которого не утихают вот уже последние полгода и который вчера неожиданно решили рассмотреть в Госдуме, все-таки прошел первое чтение. Это при том, что все депутаты, даже те, кто очевидно голосовал «за», признают, что он сырой и нуждается в существенной доработке. Как справедливо заметил депутат Алексей Журавлев (партия «Родина»), если документ сырой, зачем вообще его нужно было выносить на обсуждение?
Глава комитета по транспорту Евгений Москвичев («Единая Россия») рекомендовал принять законопроект в первом чтении, хотя даже у него он вызывает массу вопросов. Он полагает, что на дорогах следует наводить порядок, а также нужно четко зафиксировать, при каких условиях и где допустимо вводить платный въезд и парковки. Положительным моментом документа Москвичев считает то, что впервые в России обсуждается структура, которая будет заниматься организацией дорожного движения. Не важно, будет ли это управление или департамент в регионах, которые будут отвечать за организацию, но сейчас в регионах этим занимаются люди, порой очень далекие от транспортных проблем, руководствуясь лишь своим пониманием и задачами.
Высказывания депутатов были во многом эмоциональны, но большинство выступавших рекомендовали отклонить законопроект. Как обреченно заявил депутат от ЛДПР Ярослав Нилов: «Лоббируют одни, продвигают другие, заработают третьи, а расхлебывать придется всем нам».
На что замминистра транспорта Сергей Аристов, представлявший законопроект, ответил, что можно протестовать против всего, но это жизнь не улучшит, и в данном случае требуется не протест, а конструктивное обсуждение и доработки, для чего документ все же следует принять в первом чтении.
Основные споры вызвали статьи 11, 12, 13 данного документа. Депутат Юрий Синельников напомнил, что законопроект противоречит конституционному праву на свободное передвижение граждан. Справедливоросс Анатолий Грешневиков полагает, что как только закон будет принят, все местные власти введут плату за въезд на свои территории, чтобы залатать дыры в небогатых бюджетах. Игорь Лебедев (ЛДПР) обратил внимание коллег, что законопроект вызовет социальную напряженность в обществе, протестовать выйдут тысячи избирателей-автомобилистов.
Особенно ярким было выступление справедливоросса Олега Нилова, который начал словами: «Вот тебе, бабушка, и Ликсутов день!». Он полагает, что рассматриваемый документ — это не закон о дорогах и безопасности дорожного движения. Его суть скрыта глубоко в недрах. Он назвал законопроект «политической провокацией», которая приведет к тому, что с дорог выкинут небогатых автомобилистов и на них воцарятся «мажоры». Причина этого законопроекта – вирус, заложенный транспортниками Москвы. Нажива, бизнес, набивание карманов, настаивал депутат. Он предложил вынести вопрос о возможности введения платного въезда в городах на всенародный референдум, и если большинство населения будет против, сделать соответствующие выводы о компетентности правительства.
Он отметил, что понимает, что закон этот в конце концов будет принят, но готов в будущем в суде отстаивать незаконность его норм. Два Д: деньги и дороги – несовместимы, отметил в заключение депутат.
Коммунист Валерий Рашкин назвал законопроект механизмом выкачивания денег из населения. И еще не факт, что эти деньги будут потрачены на дороги. Он подозревает, что большая часть уйдет организаторам и осядет в карманах чиновников. Он также настаивал на проведении референдума по этому вопросу.
После оживленной дискуссии законопроект в первом чтении все же был принят при следующем разделении голосов: «за» проголосовало 319 человек (70,9%), против – 100 человек (22,2%), воздержался – 1 человек.
- Идея введения платного въезда в некоторые районы Москвы возникла еще в 2014 году. Тогда депутат Александр Старовойтов сообщил, что платный въезд в столице будет введен в течение 5–10 лет. Тогда от этой идеи отказались, так как для этого нужен был специальный федеральный закон, который впоследствии и был разработан Минтрансом.
- Автор нормы платного въезда в городах, начальник отдела организации дорожного движения Минтранса Дмитрий Осиповский, объяснял ранее, что данная норма лишь дает возможность такого ограничения, но вовсе не означает, что все города начнут наперебой вводить платные участки.