За нарушения при отзыве неисправных машин ответят дилеры
В начале декабря правительство внесло в Госдуму разработанные Роспотребнадзором поправки к КоАП РФ, предусматривающие наказание для юрлиц за бездействие по предотвращению вреда от продукции, не соответствующей требованиям техрегламента. Компании обязаны проверять жалобы клиентов, информировать госорганы о несоответствии товара техрегламенту, приостанавливать его производство и продажу, проводить отзыв неисправного товара у покупателей, пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на текст документа.
Пока закон не предусматривает санкций за невыполнение этих действий. Но штраф за несоблюдение правил хотят ввести — от 30 тыс. руб. (за неинформирование Росстандарта) до 1 млн руб. или административной приостановки деятельности до 90 суток через суд, если компания не прекратит выпуск и реализацию неисправной продукции. Это необходимо для безопасности потребителей, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Однако не все в Госдуме одобряют законопроект. Так, первый зампред думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что он ухудшит и без того неблестящее положение автодилеров. Надзорным органам достать производителя гораздо сложнее, чем дилера. А уж приостановка деятельности на 90 суток с конфискацией может и вовсе добить бизнес.
Сейчас отзывная кампания строится следующим образом: автопроизводитель выявляет дефект в автомобиле и сообщает официальным дилерам и сервисным центрам, которые должны будут предотвратить или устранить выявленную неисправность. Затем уведомляют владельцев машин, которые могут обратиться в любой официальный центр, где им бесплатно устранят возможный дефект. Согласно текущей редакции законопроекта на дилеров возлагается ответственность за нарушения, допущенные производителем. Причем речь не только об официальных, но и о серых дилерах.
Заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев рассказал «За рулем.РФ», что принятие подобного законопроекта негативно сказалось бы на работе автодилеров. В дилерском сообществе не спорят, что автомобиль – технически сложное устройство, эксплуатация которого в неисправном состоянии угрожает безопасности водителя и других участников дорожного движения. Поэтому отзывные кампании должны проводиться, но эффективность наложения санкций или приостановки деятельности производителя на территории РФ он ставит под сомнение. Речь должна идти о введении определенных ограничений на продажу конкретных моделей, но не на бренд в целом.
«Что касается распространения этого запрета на автодилеров, то приостановка деятельности на 90 дней приведет к колоссальным убыткам у любого предприятия, а если говорить о мелких монодилерах, то возникает даже риск банкротства.
«Представьте себе, 90 дней дилерский центр – не считая сервисной зоны – простаивает, при этом расходы на эксплуатацию здания все равно идут, что делать с сотрудниками, непонятно – увольнять, отправлять в отпуск за свой счет, продолжать выплачивать зарплату и т.д.»
Он полагает, что приведет это к тому, что автопроизводители будут сокращать число отзывных кампаний, скрывать недостатки, обнаруженные в автомобилях, чтобы обезопасить себя и дилеров в финансовом плане. В конечном итоге принятие подобного законопроекта негативно скажется не только на бизнесе автопроизводителей и автодилеров, но и на потребителях и безопасности автомобилистов на дорогах.
- Вчера сразу два автопроизводителя объявили отзывные кампании: Geely — в связи с недостаточной надeжностью соединения карданного вала рулевой колонки с валом рулевой рейки и Volvo из-за возможных неполадок при прогревании двигателя.
- Несмотря на некоторую стабилизацию рубля, автомобили продолжают дорожать, и в новом году ожидается очередной скачок цен. Причины вполне объективные — обязательное с 2017 года внедрение системы ГЛОНАСС и окончание режима промсборки.
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС