«Натуралку» в ОСАГО хотят отложить до 2018 года
Вступление в силу закона о «натуральном» ОСАГО может быть отложено. Глава профильного комитета Анатолий Аксаков сообщил журналистам, что соответствующая поправка будет предложена ко второму чтению документа. И это несмотря на то, что реформу очень ждут и ранее предполагалось, что натуральное возмещение уже вступит в силу с 1 марта этого года. Однако что-то пошло не так. Впрочем, по заверению Анатолия Аксакова, Банк России может по своему усмотрению вводить «натуралку» в проблемных или, как теперь говорят, токсичных регионах. Решение пока не окончательное, оно только обсуждается, но предложение такое поступило.
Закон о преимуществе натурального возмещения в ОСАГО принят Госдумой в первом чтении 14 декабря 2016 года. Планируется, что возмещение по полису «автогражданки» автовладельцы будут получать в виде ремонта машины, кроме ряда исключений. В нововведении очень заинтересованы страховщики, о чем неоднократно заявлял глава РСА Игорь Юргенс.
Комментарий редактора «За рулем», юриста Сергея Смирнова:
— Сама по себе идея с натуральным возмещением вполне здравая. Судите сами, когда мы страхуем автомобиль по каско (добровольному страхованию), то спокойно соглашаемся на ремонт в автосервисе по направлению страховой компании. Причем больше 90% клиентов страховых компаний по каско выбирают именно ремонт, а не выплату деньгами. То же самое нам предлагают и в рамках обязательного страхования (ОСАГО). Причем это ремонт без доплат, что приравнивает ОСАГО к добровольному страхованию, которое, к слову, в разы дороже. А для новых автомобилей предусмотрено направление на ремонт к официальным дилерам. Если депутаты не поддержат законопроект или установят некое поэтапное введение, то это может вызвать серьезное недовольство автовладельцев, проживающих в разных регионах.
Судите сами, если жители одного региона смогут пользоваться новым видом возмещения и ремонтировать машины без каких-либо доплат, то жители других будут получать денежную компенсацию с учетом износа. А значит, будут вынуждены доплачивать за ремонт из своего кармана.
Чтобы сделать рынок ОСАГО более удобным для автомобилистов, вводить новую систему нужно повсеместно, иначе никаких изменений мы не добьемся. А чтобы не было вопросов в части качества ремонта, определения требований к заменяемым запасным частям, так это чисто технические вопросы, и решить их можно, что называется, в рабочем порядке. Приняв, например, некий свод правил работы СТО в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласны с этим мнением и в РСА, отмечая, что не видят плюсов в этом предложении и выступают за единые правила на территории всей России без искажения ее смысла. Поэтапное проведение реформы потребует очень много уточнений. Например, какое возмещение должно быть в случае, если человек прописан в одном регионе, а ДТП произошло в «токсичном» субъекте РФ. И таких нюансов очень много.
Информацию также прокомментировал Павел Самиев, управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА):
— Конечно, новость не очень хорошая, так как вопрос уже давно назрел и перезрел. И подобное отложенное решение стимулирует недобросовестных участников рынка, третьих лиц, так как значительная часть средств уходит в карманы посредников, а не тех, кому они положены. По предварительным данным, ущерб от их деятельности в 2015 году составил 18 млрд рублей, в 2016 году ожидается на уровне 40 млрд рублей, в 2017-м также прогнозируется на уровне 40 млрд, а то и больше.
- На последнем заседании президиума РСА страховщики предложили ЦБ отменить Единого агента по ОСАГО при продаже обычных и электронных полисов. Предполагалось, что после вступления в силу закона о «натуралке» необходимость в этом инструменте отпадет сама собой.
- Второе чтение законопроекта о натуральных выплатах в ОСАГО должно состояться в феврале этого года. Пока не было информации, что рассмотрение откладывается. Некоторые депутаты полагают, что следует ввести «натуралку» в тестовом режиме в нескольких регионах и посмотреть, как работает нововведение. Важно, чтобы права автовладельцев не ущемлялись.
Фото: «За рулем»