Ралли-рейды: поляки взяли «Северный лес»

Уже ставшее традиционным соревнование «Северный лес», которое открыло сезон в Кубке мира по ралли-рейдам, вновь собрало на старте участников из разных стран, включая Катар и Тунис.

Привыкшие к пескам спортсмены из теплых стран уже который год пытаются взять штурмом карельские заснеженные леса. Пока опять безуспешно.

В этом году на баху «Северный лес» подали заявки экипажи из тринадцати стран: России, Латвии, Литвы, Казахстана, Туркменистана, Польши, Чехии, Словакии, Финляндии, Франции, Туниса, Катара и Саудовской Аравии. Среди них пять экипажей из листа приоритета FIA: Владимир Васильев/Константин Жильцов (G-Energy Team), Борис Гадасин/Дан Щемель (Suprotec Racing), Мирослав Заплетал (Чехия)/Марек Сикора (Словакия), Андрей и Владимир Новиковы (Suprotec Racing), Абдулла Адел Хуссейн (Катар)/Себастьен Делонэ (Франция).

Баха «Северный лес» стартовала 24 февраля. В тот день участники прошли короткий спецучасток под Сортавалой. На 25 и 26 февраля пришлись основные километры дистанции.

На участие в бахе «Северный лес – 2017» в зачете Кубка мира по ралли-рейдам подали заявки 34 экипажа из 13 стран и 24 экипажа - на участие в зачете чемпионата России по ралли-рейдам.

Прокладкой трассы и организацией гонки руководил испанец Хорди Парро, который признался, что его работа в Карелии, в общем-то, схожа с такой же работой где-нибудь в Катаре:

«Конечно, трасса принципиально отличается от других этапов Кубка мира. Сложнее подготовка: необходимо расчищать снег. Но для меня, как для руководителя гонки, отличий нет: просто надо планировать всё с учетом безопасности и правильно проводить гонку. Хотя погодные условия совсем другие, организация соревнования одинакова что здесь, что в пустыне. Для пилотов самая большая сложность — конечно, снег и лед».
С погодой в этом году повезло: снег, солнце и никакой оттепели.

Действительно, снег и лед сыграли свою роль в исходе соревнования. На подиум претендовали традиционно российские, финские и польские экипажи – те, кто привычен к соревнованиям в зимних условиях. За три дня часть их соперников сошла с дистанции – сказались ошибки на скользкой дороге: вылетел с трассы Nissan Patrol Абдуллы Адель Хуссейна (Катар), перевернулся Polaris RZR 1000 Жана-Поля Ван Боэмена (Франция), из-за ночных морозов не завелась BMW GPR Series 1 Марчина Лукашевского (Польша).

Трасса в Карелии оказалась непростой и в то же время интересной для экипажей. И фотографов, которые охотятся за эффектными снимками.

В самом начале гонки вперед вырвался польский дуэт Арона Домзалы/Шимона Господарчика (Overdrive Racing). Они на 4,5 минуты опередили Васильева/Жильцова, которые планировали стартовать в сезоне с самых высоких позиций, чтобы бороться за титул в Кубке мира. Однако уже после второго спецучастка россияне обошли соперников из Польши, уступив верхнюю строчку протокола лишь финскому экипажу Тапио и Тони Лауроненов (RE Autoclub).

Впрочем, финны недолго продержались на самом верху: под конец второго соревновательного дня на их Mitsubishi Pajero вышла из строя коробка передач, и Лауронены оформили технический сход. Поэтому третий день ралли-рейда начался с противостояния Васильева/Жильцова и Домзалы/Господарчика: BMW X3 против Toyota Hilux.

Владимир Васильев/Константин Жильцов проехали баху на BMW X3, а MINI ALL4 Racing, на котором они выступали на Africa Eco Race, уже был отправлен в Абу-Даби к началу второго этапа серии.

Казалось, предстоящие 180 километров дистанции четвертого спецучастка Васильев/Жильцов преодолеют без труда и поднимутся на верхнюю ступень подиума. Но за 50 километров до финиша на их BMW X3 подломилась рейка, автомобиль потерял управление и лег на крышу. Соперники помогли перевернуть машину, и россияне добрались до финиша. Однако, увы, их преимущество над поляками давно исчезло. Победителями бахи «Северный лес – 2017» стали Арон Домзала/Шимон Господарчик.

Константин Жильцов после гонки пояснил, что произошло:

«За 50 километров до финиша была «яма 3», и у нас там сломалась рейка, хотя удара-то никакого особого не было, просто так почему-то получилось. Мы поехали, [возникла] какая-то вибрация на руле, и буквально через 500 метров колесо вывернулось наружу, нас затянуло на бруствер, и мы мягко легли на крышу. Потом нас [Владимир] Фролов на колеса поставил. Гонки есть гонки, всякое случается».
Toyota Hilux победителей гонки.

Попытался помочь Васильеву/Жильцову и их главный соперник Арон Домзала, однако вытащить машину не удалось.

«Спецучасток был отличный, мы шли в нереальном темпе первые 100 километров. Догнали Васильева, видели его впереди метрах в 200, так ехали 2 км. Потом налетели на камень посреди дороги и пробили два колеса. Остановились, поменяли их, поехали дальше. Видим – Васильев уже перевёрнутый лежит. Мы остановились, попытались его вытащить, не получилось, [поехали дальше]», – после финиша рассказал Домзала.

«Серебро» досталось чеху Мирославу Заплеталу с его словацким штурманом Мареком Сикорой, «бронза» – россиянам Виктору Хорошавцеву и Антону Николаеву.

Теоретически на второе место в гонке мог претендовать другой российский экипаж – Андрея и Владимира Новиковых (Suprotec Racing), который еще утром в воскресенье занимал в протоколе третью строчку. Новиковы показали хороший результат и в воскресенье, даже несмотря на попытку помочь Васильеву, однако технический делегат FIA после финиша обнаружил превышение допустимых значений для хода подвески. Причиной тому стали повреждения подвески от удара о камень. Правда, замеры производились только с правой стороны автомобиля, несмотря на просьбы команды проверить и левую сторону. Технический делегат зафиксировал найденные превышения, и экипаж был исключен из зачета Куба мира.

Правда, в зачете чемпионата России по ралли-рейдам Андрей и Владимир Новиковы остались – в нашем чемпионате технические делегаты проверили левую сторону автомобиля и обнаружили идентичные правой части показатели. Благодаря этому время экипажа было зафиксировано, и Новиковы заняли второе место. Третье место досталось Виктору Хорошавцеву/Антону Николаеву (ASPEC MOTORSPORT).

Йоуни Ампуйя: «Дороги и погода отличные – сказочная снежная страна! Сначала я пытался ехать по колее и искать зацеп, но потом просто поехал в более агрессивной манере. Честно говоря, машина едет уже на пределе скорости, больше из неё не выжать».

Победу на первом этапе чемпионата России по ралли-рейдам (баха «Северный лес» стала этапом и для российского чемпионата, и для мирового зачета) одержали финны Йоуни Матти Ампуйя/Маркку Антеро Хурскайнен (RE Autoclub). Кстати, они же лучше всех участвовавших экипажей прошли дистанцию гонки, за что и получили специальный приз от организаторов ралли «Шелковый путь» право участвовать в марафоне без стартового взноса.

Второй этап Кубка мира по ралли-рейдам пройдет 9-11 марта в Дубае, а второй этап чемпионата России по ралли-рейдам состоится 27-30 апреля в Крыму.

Фото: НП РОСРР

Подпишитесь на «За рулем» в