Госдума во втором чтении одобрила закон о «ремонтном» ОСАГО
Таким образом, возмещение по ОСАГО в 99% случаев можно будет получить ремонтом, а не денежной компенсацией, как сейчас. Деньги можно будет получить только в исключительных случаях – при полной гибели автомобиля, превышении стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. руб.), в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью, и если страховая компания не может обеспечить должного качества ремонта в сервисе. Возмещение также может быть денежным, если потерпевшему удастся договориться со страховщиком.
При ремонте должны быть использованы только новые детали, в исключительных случаях, с разрешения автовладельца, возможно применение бывших в употреблении или восстановленных деталей. Это может потребоваться, если машина редкая, а детали дефицитные. Автосервис должен находиться не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. При денежном возмещении разница в стоимости новой и изношенной деталями будет вычтена из выплаты.
Потерпевший сможет выбрать станцию ремонта из списка, предложенного страховой компанией. Если потерпевшему удастся договориться со страховщиком, то машину он сможет отремонтировать и на сторонней станции, с которой у страховщика нет договора.
Для машин в возрасте до двух лет, которые находятся на гарантии, страховщик должен будет организовать ремонт у официального дилера. Если подходящей станции в списке партнеров страховой компании нет, а на другую мастерскую автовладелец не согласится, то выплата также будет в деньгах.
Гарантия на ремонт составит 6 месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев. Ответственность за ремонт будет нести страховая компания, если на нее станет поступать много жалоб по организации ремонта, Банк России сможет ограничивать право компании на натуральное возмещение и страховщик будет рассчитываться деньгами.
В случае столкновения как двух, так и большего количества машин, каждый потерпевший должен будет обратиться в свою страховую компанию, с которой у него заключен договор ОСАГО. Потом страховщики сами разберутся между собой.
Как и предполагалось, закон введут плавно, он вступит в силу через 30 дней со дня официального опубликования и будет распространяться только на вновь заключенные договоры. Таким образом, сами страховщики, станции техобслуживания и Банк России смогут подготовиться к новой форме возмещения ущерба. По мнению председателя комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, в законопроекте учтены многие предложения и он получился сбалансированным.
Глава РСА Игорь Юргенс отметил, что принятый вариант представителей страхового сообщества устраивает не полностью. Хотя страховщики сознательно пошли на увеличение своих затрат приблизительно на 25% (из-за отказа от учета износа) с тем, чтобы побороть недобросовестных автоюристов в тех регионах, где победить их так и не удалось. Он полагает, что натуральное возмещение — это лишь временный выход, как все будет складываться в дальнейшем, помогут ли эти усилия победить недобросовестных автоюристов, неизвестно. В любом случае дальнейшая реформа ОСАГО, в том числе не обязательно с повышением тарифов, еще впереди.
- Также сегодня стало известно об еще одном предложении страховщиков — франшизе в ОСАГО. Пока идея только витает в воздухе и не до конца оформлена, но основная ее суть в следующем: при незначительном убытке виновник аварии должен будет заплатить фиксированную сумму из своего кармана. Если убыток превысит установленный лимит, в работу включится страховая компания.
- Недавно страховщики заявили о том, что в январе уровень выплат впервые превысил объем страховых премий.
Фото: «За рулем»