RDS: шоу на Moscow Raceway
Дрифтерам удалось привести зрителей на трибуны. Это главное, что можно сказать о прошедшем соревновании. И это весьма показательно для автоспорта в России. Визуально трибуна в «улитке» была заполнена наполовину, если не более: надо помнить, что трибуна большая, состоит из нескольких секторов. Возможно, такого не было и в 2012 году, когда на Moscow Raceway прошло первое международное соревнование Formula Renault 3.5 и Eurocup Renault 2.0, причем с бесплатным входом.
Официально дрифт не включен в список автоспортивных дисциплин FIA, хотя в перечне на сайте РАФ он появился. Конечно, спортивная составляющая здесь присутствует: есть определенные требования, которые надо соблюдать, чтобы задание считалось выполненным. Пожалуй, можно сравнить его с фигурным катанием, где есть набор обязательных элементов, которые включаются в выступление. Однако с точки зрения обывателя дрифт – это в первую очередь шоу: дым из-под колес, запах жженой резины, заносы. Яркое зрелище, которое интересно смотреть, не вникая в нюансы. Тем более что судейство в российском дрифте в настоящее время – вещь достаточно субъективная. Нет той математически выверенной системы, как в Японии или в фигурном катании.
Возможно, количество зрителей на трибунах говорит о любви аудитории к шоу. Косвенно это подтверждают и сборы от фильма «Форсаж». А дрифт все-таки близок к этому фильму.
Конечно, есть среди зрителей и постоянные фанаты серии. Те, которые знают правила, следят за карьерой участников, наизусть могут пересказать спецификации автомобилей. Поэтому для них стал событием приезд на первый этап красноярских мастеров дрифта и участников японских и американских соревнований Георгия Чивчяна и Аркадия Цареградцева, чемпиона Украины Алексея Головни и многократного чемпиона РДС-Восток Ильи Федорова.
Сложностью стала сама трасса. Под соревновательную дистанцию выделили «улитку» - это выход из второго поворота, спуск к третьему и подъем к четвертому поворотам Moscow Raceway. Трасса в этих местах имеет заметный перепад высот: от второго поворота она спускается вниз, а от апекса третьего поворота поднимается вверх. Причем профиль также меняется, а сам участок в кольцевых гонках считается скоростным. Обгоны происходят в третьем повороте, но удаются не всем из-за хитрой траектории: не попал на нее — практически гарантированно окажешься за пределами трассы.
«Moscow Raceway для меня сложная и интересная трасса. По факту она еще быстрее, чем «Нижегородское кольцо», - сравнивает один из участников RDS Аркадий Пучинин. - Она очень требовательна к моторам, особенно промежуток между первым и вторым поворотом. Постановка, первый поворот, он короткий, потом уходишь на «внешку», перекладываешься, и до следующего поворота нужно проехать большой «тягун». Следующий поворот с двумя апексами, он под горку, с профилем во внешнюю сторону, машину стаскивает».
На Moscow Raceway дрифтерам оказалось сложно настроить технику должным образом, чтобы она выдержала заезд, и сложно удержаться на правильной траектории. Это и демонстрировали многие участники: кто-то цеплял траву и поднимал клубы пыли, кто-то выезжал за пределы трассы, а кто-то не попадал на вход в занос и проезжал поворот, как в кольцевых гонках. Отсюда и мало перекладок: в большинстве случаев было две – одна в начале отрезка, вторая в районе апекса третьего поворота, а идти вплотную почти ни у кого не получалось. Хотя в дрифте ценится именно этот показатель.
«Конфигурация трассы для дрифта на Moscow Raceway получилась весьма интересной. Возможно, зрителям с трибун она показалась очень длинной и достаточно простой. Но с точки зрения пилота это не так, - разъясняет одна из фаворитов сезона Екатерина Седых. – Ставишься, не успел моргнуть, и апекс! Только посмотрел прицел для перекладки, а вот уже и клиппинг-зона и вся трасса кричит «поворачивай!», но это обман. Нужно гнать еще метров сто, что есть сил и пытаться не упасть внутрь. После этого необходимо погасить всю лишнюю скорость и попасть в крутой поворот, который нужно апексировать, а не ехать привычно широко. Заезд длится несколько секунд, а ты за это время успеваешь столько всего проанализировать и выжать из автомобиля все соки! Это и есть дрифт!»
Специально для новичков и создания большего шоу организаторы в субботу провели заезды по сетке ТОП-32. В нее попали все, кто прошел квалификацию, – всего тридцать один пилот. Выйти в ТОП-16 удалось самым сильным и опытным и тем, кто не сломался до этого: Георгию Чивчяну, Евгению Сатюкову, Федору Воробьеву, Алексею Головне, Аркадию Цареградцеву, Сергею Саку, Никите Шикову, Екатерине Седых, Павлу Бусыгину и другим.
Проезды по непростой трассе отсеяли претендентов на финал, и в последнем заезде сетка свела Аркадия Цареградцева и Никиту Шикова. Небольшая ошибка москвича автоматически вывела в победители красноярца. Признанный мастер дрифта Цареградцев по праву стал лучшим на первом этапе и возглавил личный зачет RDS.
Второй этап RDS состоится 26—27 мая в Нижнем Новгороде на трассе «Нижегородское кольцо».
Календарь RDS в 2017 году:
5—6 мая – 1-й этап, Москва
26—27 мая – 2-й этап, Нижний Новгород
10—11 июня – 3-й этап, Рязань
7—8 июля – 4-й этап, Сочи
28—29 июля – 5-й этап, Рязань
18—19 августа – 6-й этап, Нижний Новгород
8—9 сентября – 7-й этап, Москва
Фото: Светлана Парфенова, Евгений Муругин, Павел Ткачук, Эмин Джафаров