Какой смысл в штрафе за отсутствие наклейки «Ш»? Опрос ЗР
Согласно постановлению Правительства № 333 от 24 марта 2017 года, госавтоинспектор может оштрафовать водителя за отсутствие знака «Шипы» на 500 рублей. Эта норма принималась исключительно с заботой о самих водителях: дескать, тормозной путь автомобиля на шипованных колесах на порядок короче, чем без шипов. Водитель позади идущей машины должен быть предупрежден, чтобы держать дистанцию и вовремя остановиться. Есть и другая опасность - некачественная ошиповка со временем проявляется в виде отлетающих во время движения шипов, а попасть они могут аккурат в лобовое стекло позади идущего автомобиля.
«За рулем» совместно с аналитическим агентством «Автостат» провел опрос: «Есть ли на Вашем автомобиле наклейка «Ш»?
Понятно, что нужна она далеко не всем: кто-то живет в теплом регионе (1,7%), кто-то не смог приобрести наклейку из-за резко возросшего спроса - 7%, а у кого-то шины фрикционные - 21,7%. Купили и наклеили или сделали сами и наклеили необходимый знак 57% наших читателей. Кстати, согласно статистике сервиса бесплатных объявлений «Юла», спрос на наклейку «Шипы» в октябре вырос в 14 раз (!). Стоимость одного знака составляет от 100 до 200 рублей. При покупке наклейки оптом (от 500 до 2500 штук) продавцы просят значительно меньше - в среднем от 7 до 10 рублей за знак. Самое большое количество предложений наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Тюмени и Новосибирске.
Другой опрос агентства "Автостат" показал, что в зимнее время 77,1% читателей предпочитают шипованные шины. Фрикционные, или, по-народному, «липучки», выбирает куда меньше автомобилистов.
Мы спросили у нашего коллеги — шинного эксперта «За рулем» Сергея Мишина, что он думает по этому поводу.
«Мое мнение, что знак «Шипы» – это анахронизм, пришедший к нам с советских времен, когда были единственные зимние шины «Снежинка», и были они только шипованные. Много лет знак существовал, но на него не обращали внимания, поскольку за его отсутствие не полагался штраф. Сейчас начинают штрафовать, но это неправильно, потому что все зависит от температуры, при которой вы тормозите. Если, скажем, на улице минус 25 градусов, то «липучки» тормозят даже лучше, это факт, установленный по результатам наших тестов. И на асфальте шипованные шины уступают фрикционным. Кроме того, нельзя говорить, что шипы часто вылетают — они вылетали раньше, когда сверлили «дырку» в резине и в нее вставляли шип. Сегодня отверстия отливаются в форме основания-«рюмки», чтобы держать шипы, и вылетают они крайне редко. Кроме того, стоит учитывать тот факт, что основная масса машин сейчас переднеприводные, и, по нашим наблюдениям, шипы больше вылетают из передних шин, а не из задних, к которым не прикладывается крутящий момент.
Знак не нужен еще и потому, что в соответствии с законодательством мы в зимнее время и так все «переобуваемся» и ездим на зимних колесах - либо шипованных, либо фрикционных. Преимущество шипованной резины сильно преувеличено! Кроме того, кто бы что ни говорил, шипы здорово разрушают дорожное полотно. Приведу в пример Финляндию, куда часто езжу. Там два раза в год перекладывают асфальт. В крупных городах, таких как Хельсинки, вынуждены обновлять и булыжные мостовые, так как в момент разгона после светофора там появляются канавки: шипы прогрызают даже булыжник! Поэтому два или три года назад там ввели ограничение давления шипа на дорогу, чтобы уменьшить его разрушающее воздействие.
Доля шипованных шин на рынке, по оценкам разных компаний, составляет от 80% до 90%, в скандинавских странах чуть меньше - где-то 60%. Но все равно нешипованные шины люди покупают неохотно из-за предубеждения. Они не верят, что резина может цепляться за лед так же хорошо, как «железо». Но если бы нешипованные шины были зимой опасны, их бы не допустили к эксплуатации в зимнее время».
- С результатами других наших опросов можно ознакомиться, пройдя по ссылке.
Фото: Александр Рюмин/ТАСС