Как победить одну из вечных бед России? Строить дороги попроще!
Более 40 тыс. населенных пунктов в стране не имеют дорог с твердым покрытием, в результате свыше 3 млн человек лишены возможности получить оперативную медицинскую помощь, доехать в любое время года до магазинов, учреждений культуры. Если бы стандарты строительства были попроще, это помогло бы наладить связь удаленных населенных пунктов с цивилизацией.
Как поясняют в ОНФ, граждане, которые жалуются на убитые дороги, часто говорят, что пробовали обращаться к местным властям, но те сообщают, что на подготовку проектной документации, строительство или ремонт таких дорог требуются десятки и даже сотни миллионов рублей, которых у них нет. А чтобы соединить все отдаленные села и деревни с дорогами общего пользования, требуется построить 230 тыс. км автомобильных дорог! Но для всех дорог нормативы единые, а между тем есть места, где проезжает не более 100 автомобилей в сутки. Вот для таких отдаленных мест и можно было бы взять на вооружение зарубежный опыт - в странах с обширными территориями и низкой плотностью дорожной сети больше доля однополосных автодорог с твердым покрытием и проще требования к их строительству.
Дороги с невысокой нагрузкой нужно проектировать по облегченным нормам, позволяющим существенно снизить их стоимость. То есть следует принять специальные нормативы для дорог с низкой интенсивностью движения. Такой документ даже есть, но его уже несколько лет не утверждает Минстрой России.
В результате – строится мало региональных и местных дорог, но за большие деньги, а до части дорог руки так и не доходят и они так и остаются направлениями. Например, по программе Минсельхоза России в Псковской области сельские дороги реконструируют по цене 20 млн руб. за километр. А если бы делать их попроще, то можно было бы сэкономить и за счет этого увеличить их протяженность. Тогда больше людей получили бы связь с региональными центрами.
«Упрощенные» трассы уже строят в Татарстане. Там действует следующий стандарт для дорог, по которым в сутки проезжает не более 100 автомобилей: ширина - от 3,5 до 4,5 м и разъезды длиной 20 м и шириной 6 м, расположенные в пределах видимости.
- Дорожные фонды регионов из-за российской специфики сбора налогов пополняются только к концу года, когда ремонтные и строительные работы производить уже поздно. Поэтому поступила инициатива взимать с граждан транспортный налог летом. Это позволило бы активнее ремонтировать дороги.
- Региональные дорожные фонды обеспечены деньгами лишь на 13% от потребности, поэтому федеральным дорожникам приходится брать часть региональных проблем на себя.
Фото: Александр Колбасов/ИТАР-ТАСС