Автомобили обвинили в шпионаже за водителями
Большинство новых автомобилей контролируют, куда едет водитель, а также его манеру вождения. Транспортные средства превратились в сложные компьютеры на колесах, у которых еще больше доступа к нашим личным данным, чем у смартфонов, пишет The Washington Post.
Американец Даниэль Данн, собираясь подписать договор аренды на микровэн Honda Fit, обратил внимание на пункт в договоре, который показался ему странным. Компания оговаривала, что будет отслеживать местоположение своего автомобиля. Данн подумал, что скрывать ему особо нечего, поэтому договор подписал. Мужчина ведет весьма размеренный образ жизни и регулярно ездит на автомобиле за продуктами и на занятия йогой. «Наверно, в Хонде изучили мои передвижения и думают: какая скучная жизнь у этого парня!» - смеется он.
Смех смехом, но не только Хонда, но и другие автопроизводители собирают информацию о своих клиентах. Как быстро он ездит, какие магазины посещает, какую музыку любит, сколько топлива обычно заливает, даже то, где он предпочитает обедать и сколько весит. Водитель даже не подозревает, как много разнообразных данных может собрать о нем его автомобиль.
А ведь известно: кто владеет информацией, тот владеет миром! И что же этому пропадать, ведь из персональных данных можно извлечь прибыль, поделившись с заинтересованными компаниями. Хотя автопроизводители и уверяют, что собирают сведения о клиентах только с их «разрешения», часто оно закопано очень глубоко в длинных многостраничных соглашениях об обслуживании.
Согласно данным ABI Research, на дорогах насчитывается 78 млн автомобилей со встроенной передачей данных, но уже к 2021 году, по данным исследовательской фирмы Gartner, 98% всех продаваемых в США и Европе машин будут «подключенными».
Общественники США делали несколько запросов в Хонду с просьбой сообщить, что конкретно делает компания с собранной информацией, однако специфику применения данных автопроизводитель раскрывать отказался, отделавшись стандартной формулировкой.
Компьютерные системы в автомобилях не являются чем-то новым. Они существуют еще с 1960-х годов, в основном в форме диагностических систем, которые напоминают водителям о проверке их двигателей, фиксируют данные о несчастных случаях и т.д. Но с годами эти встроенные системы становятся все совершеннее, они способны не только накапливать, но и анализировать большие объемы информации. И если раньше эти данные оставались в машине, то сейчас есть много способов их передачи.
Концерны объясняют сбор личной информации о владельцах машин желанием улучшить характеристики транспортных средств и их систем безопасности, чтобы сделать передвижение комфортнее и уменьшить количество аварий и смертельных случаев.
Райан Кало, профессор права в Вашингтонском университете, полагает, что производители хотят не только продавать автомобили, но и конкурировать с Google и Apple. И поскольку сейчас они аккумулируют огромные массивы информации, у них появляется все больше соблазна монетизировать эти данные. Возможно, даже в ущерб потребителям.
- Впрочем, сущность владения автомобилем тоже через несколько лет может кардинально измениться, смартфон и кроссовки - вот что требуется современной молодежи, а не автомобили.
- В современных автомобилях стало столько функций, что разобраться в органах управления без подсказки порой сложно. Мы предлагаем пройти тест на знание назначения «кнопок» в автомобиле.
Фото: depositphotos