Сколько водителей ездит без ОСАГО? Да их миллионы!
В 2017 году количество штрафов за езду без полиса «автогражданки» выросло до 2,8 млн штук, а в Российском союзе автостраховщиков сообщили, что около 3 млн автовладельцев ездят без «автогражданки» или с фальшивыми полисами. Растущая стоимость обязательной страховки вынуждает автовладельцев делать это, и на самом деле отказников еще больше, полагают эксперты.
Причем с каждым годом становится все больше автомобилистов, которые не покупают полис. Так, в 2015 году было выписано около 189 тыс. штрафов за это нарушение, в 2016 году этот показатель составил 1,9 млн штрафов, в 2017-м - 2,8 млн (+40%), на сколько же он вырастет в этом году?
А вот количество заключенных договоров понемногу сокращается, несмотря на то что растет автопарк. Так, по данным издания, в 2013 году заключили 42,7 млн договоров ОСАГО, в 2014-м — 42,6 млн, в 2015-м — 39,9 млн, в 2016-м — 39,1 млн, в 2017-м — 39,2 млн.
Если отказавшихся будет чересчур много (хотя бы 8–10 млн автомобилистов), может возникнуть кризис доверия к ОСАГО, который по принципу домино приведет к тому, что граждане начнут массово саботировать обязательную страховку. Решением проблемы может быть снижение тарифов ОСАГО, но его вряд ли стоит ждать.
Впрочем, генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что решением данной проблемы могла бы стать либерализация тарифов ОСАГО, предполагающая дифференцированный тариф для разных страхователей. Для тех водителей, которые водят аккуратно, имеют большой стаж и хорошую историю, индивидуальный тариф мог бы быть ниже, чем для тех, кто нарушает и попадает в аварии. Либерализация не просто позволила бы автомобилистам получить справедливый тариф, но и послужила бы стимулом к аккуратному и безопасному вождению: хочешь платить меньше – води лучше.
В РСА же считают, что необходимо увеличить штрафы за езду без полиса, а выявлять недобросовестных автомобилистов можно с помощью тех же камер фотовидеофиксации. Этот вопрос рассматривается уже не один год, но пока власти не могут решиться на такое нововведение.
- При этом, согласно исследованию, проведенному холдингом «Ромир», 58% автовладельцев положительно относятся к либерализации рынка ОСАГО, полагая, что это улучшит ситуацию на рынке.
- В марте правительство не стало поддерживать увеличение штрафа за езду без ОСАГО с 800 до 5000 рублей, и предложило доработать законопроект.
Фото: Донат Сорокин/ТАСС, коллаж «За рулем»