Нашему рынку грозит катастрофа — пугают автопроизводители
На пресс-конференции собрались представители компаний АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, «Соллерc», Renault, Hyundai и ассоциации «Российские автомобильные дилеры», все они по-своему, но довольно эмоционально описали текущую ситуацию на рынке. Топ-менеджеры констатировали, что падение спроса ощущается по всем направлениям: как легковых, так и легких коммерческих и грузовых автомобилей. Спрос начал сокращаться с начала года, и темпы этого сокращения только увеличиваются. Так, в мае продажи, по статистике АЕБ, сократились на 7%, а по регистрациям – на все 18-20%. И перспектива такая, что негативная динамика может продолжаться несколько лет.
В целом отрасль легковых и легких коммерческих автомобилей ожидает падения спроса в этом году на 5-10% при условии, если государство не вмешается и не окажет мер поддержки. Представители автокомпаний настаивали, что сейчас сложилась ситуация, когда в помощи нуждаются больше покупатели, чем автопроизводители, хотя у последних дела тоже не блестящие, ведь их бизнес напрямую зависит от продаж.
Меры поддержки предыдущих кризисов в 2008 и 2014 годах оказали благотворное влияние на отрасль, и теперь очень остро стоит вопрос – какие меры нужно продолжать, какие — возобновить, а какие, может быть, и ввести.
Пока власти молчат, производители легковых автомобилей решили проявить настойчивость и напомнить, что в марте завершилась программа «Семейный автомобиль», так как выделенные на нее средства закончились. Она хорошо поддержала рынок, но работала только для легковых автомобилей, а между тем дела с продажами грузовиков тоже обстоят не лучшим образом. Представитель КАМАЗа Сергей Афанасьев отметил, что в его компании ожидают падения продаж на 10%, до 52 тыс. машин. И просят у государства поддержать спрос грузовых автомобилей возобновлением программ обновления парка, утилизации и субсидирования производства газовой техники.
Представитель ГАЗа Олег Марков полагает, что падение продаж легких коммерческих автомобилей в 2019 году может составить все 12%, реализовать при текущем положении дел удастся не более 93 тыс. LCV, таким образом рынок откатится к показателям 10-летней давности. К мерам, предложенным выше, он добавил бы льготный лизинг и льготное автокредитование. Не помешало бы возобновить и социальные программы – приобретение автомобилей для госслужб, школьных автобусов и карет скорой помощи. Кроме того, для отрасли крайне важно, подчеркнул топ-менеджер, чтобы меры господдержки носили не «рваный», а долгосрочный характер – длились не менее 3-5 лет, только тогда отрасль будет чувствовать себя более-менее уверенно в условиях непростой экономической ситуации.
Самый «оптимистичный» прогноз падения рынка легковых автомобилей дал вице-президент АВТОВАЗа Ян Птачек — на 3-4%, до 1 млн 750 тыс. штук.
Участники сошлись во мнении, что поддержка государства в нынешних условиях нестабильной экономики и покупательской неуверенности жизненно необходима, и они ее с нетерпением ждут.
- На начало 2019 года в России числилось 43,5 млн легковых автомобилей, из них в собственности физических лиц — 41,8 млн штук.
- Если в апреле рынок снизился на 2,7%, то в мае — уже на 6,7% и, похоже, отрицательная динамика набирает обороты.
Фото: depositphotos.com