Поцарапал трамвай - теперь должен 1,5 млн. Дикая история
Алексей Потемкин в июне 2016 года в Москве на 1-й Сельскохозяйственной улице выезжал из двора направо и, сам того не ожидая, врезался в трамвай «Витязь-М», который почему-то ехал во встречном направлении, излагает суть произошедшего «КоммерсантЪ».
Ну а дальше был суд, который обязал автовладельца выплатить Мосгортрансу 1,5 млн руб. за поврежденный трамвай. Причем сам ремонт составил порядка 36 тыс. рублей, а все остальное — потеря товарной стоимости подвижного состава. Почему так дорого? А потому что для оценки ущерба Мосгортранс заказывал независимую экспертизу, в ходе которой применялась методика Минюста: в формулу закладывалась стоимость нового трамвая — почти 100 млн рублей.
Потемкин очень удивился, но в ноябре 2017 года удовлетворил иск и теперь пытается найти правду в суде. Да, в аварии был виноват он – ГИБДД признала его нарушившим ПДД, а полиса ОСАГО у него не было. Он не против был заплатить за восстановительный ремонт общественного транспорта, у которого повреждены левая стойка, передняя облицовка, облицовка левой фары. Но что за дикая сумма — 1,46 млн руб., в которую оценили утрату товарной стоимости (УТС)!
Пленум Верховного суда ранее разъяснял, что УТС – это ухудшение товарного вида транспортного средства и его качеств в результате «снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий».
Но представитель Алексея Потемкина в суде, Дмитрий Иванов, сомневается в корректности расчета УТС. Экспертиза ссылается на методику Минюста, в которой цена нового трамвая «Витязь-М» (95 млн руб.) умножалась на коэффициент 1,55, таким образом УТС и составила 1,46 млн руб. Трамвай вышел на линию за несколько дней до ДТП в Сельскохозяйственном проезде, следует из заключения, то есть был практически новым. А стоимость подвижного состава бралась из госконтракта, в котором учтена не только цена транспортного средства (всего трамваев по контракту предполагается закупить 300 единиц), но и его обслуживание в течение 30 лет.
В Минюсте от подобной рекомендации проведения экспертиз открещиваются, отмечая, что она не является нормативным правовым актом и эксперт, проводя судебную экспертизу, сам решает, какой методикой ему лучше воспользоваться.
Есть вопросы и другого порядка: да, виноват автовладелец, который не заметил ехавший трамвай, но почему трамвай ехал по путям попутного направления? Никаких знаков, предупреждающих о том, что такое возможно, в данном месте нет. Теперь уже виновник аварии собирается обратиться с иском к ЦОДД, ведь существующая организация движения в этом месте потенциально опасна и провоцирует аварии!
В Мосгортрансе настаивают, что водитель, согласно ПДД, прежде чем выезжать из двора, должен убедиться в безопасности своего маневра. При этом в ПДД не сказано, что трамваи, по сути, могут ездить по встречке.
Также любопытно, что утрату товарной стоимости при авариях с трамваями, судя по всему, в судах взыскивает только столичный Мосгортранс. В остальных подобных ситуациях при обращении в суды за аварии с общественным транспортом с автовладельцев взыскивают только средства, затраченные на ремонт и компенсацию вынужденного простоя.
В соцсетях идет бурное обсуждение этого случая — аппетиты столичного транспортного хозяйства вызывают недоумение. Если автовладелец виноват, он должен ответить, тут сомнений ни у кого нет. Но не покидает ощущение, что кто-то еще собирается и нажиться на и так неприятной жизненной ситуации.
- Бывает и по-другому: ушлый автовладелец отсудил у дилера 20 млн рублей за мнимый дефект.
- Крупные мировые автоконцерны пожаловались на схемы мошенничества с участием судов Краснодарского края.
Фото: «За рулем»