Доходы таксистов в Москве с 2012 года сократились втрое
В 2012 году средняя выручка водителя за день составляла почти 7 тыс. рублей, из них около 4 тыс. рублей - чистый доход водителя. В 2019 году она снизилась до 5,7 тыс. рублей, а доход водителя составил 1,4 тыс. рублей. При этом, если бы не было агрегаторов, выручка водителей могла бы быть почти 6 тыс. рублей, а доход - 2,7 тыс. рублей, говорится в исследовании рынка такси НИУ ВШЭ.
За последние 10 лет доля дохода водителя в структуре выручки сократилась с 72% до 23%, при этом расходы на комиссии и аренду автомобиля выросли в 3,5 раза (с 18 % до 63%).
Благодаря агрегаторам спрос на такси в Москве за последние восемь лет вырос в восемь с лишним раз – до 324 млн поездок. Объем рынка при этом за восемь лет вырос с 19,7 млрд рублей до 157,3 млрд рублей. Одна из возможных причин роста популярности - снижение среднего чека за поездку (484 рубля в 2019 году против 493 рублей в 2012 году). Если бы агрегаторов на рынке сегодня не существовало, то средний чек на поездку составил бы 620 рублей.
Для клиентов, с одной стороны, выгоднее, что услуга стала доступнее, а с другой – качество ее упало. Допуск на рынок упростился - сегодня, чтобы стать таксистом, нужно лишь водительское удостоверение и некоторая сумма на аренду автомобиля.
Государство должно заняться регулированием этого рынка, уверены эксперты. В противном случае негативные последствия стремительного роста рынка будут только нарастать - увеличится количество ДТП, смертность и заболевания водителей такси из-за переутомления, неуплата налогов и т.д. При этом важно не переборщить - авторы видят риски и усиления госрегулирования. В этом случае стоимость услуг вырастет, произойдет монополизация рынка крупными агрегаторами, а также замедление темпов роста объема перевозок.
При подготовке исследования аналитики ВШЭ опросили 1,5 тыс. пассажиров и 101 водителя такси в Москве.
- Кстати, Владимир Путин заметил рост числа аварий с участием таксистов и дал поручение разобраться.