Зарубежные эксперты: Последствия санкций для всей автоотрасли будут значительными
В глобальной перспективе украинский авторынок роли не играет, а российский стагнирует уже много лет, он далек от прежних размеров и имеет сомнительные перспективы на будущее. Тем не менее, потенциальные последствия экономической блокировки России могут быть довольно серьезными, отмечает профессор Стефан Братцель, глава немецкого центра автомобильного менеджмента (CAM).
Он отмечает, что с 2015 года российский автомобильный рынок колебался в пределах от 1,4 до 1,8 миллиона проданных автомобилей. Однако в России есть автомобильное производство с 34 заводами по выпуску легковых и грузовых автомобилей, микроавтобусов, автобусов и двигателей. Они производят продукцию, в основном, для внутреннего рынка, но с высокой долей иностранных автокомплектующих. Большинство этих заводов в значительной степени зависят от поставок деталей из-за рубежа.
В докоронавирусном 2019 году из России было экспортировано менее 50 тысяч автомобилей, в деньгах это всего 3,3 млрд долларов США. Стоимость импорта, с другой стороны, достигла 20 млрд долларов США. И речь идет в первую очередь не о комплектных транспортных средствах — в 2021 году их было всего 32 000 единиц — но, прежде всего, о компонентах со всего мира, которые собираются в полноценные автомобили на производственных предприятиях, которые в основном занимаются только сборкой.
И именно поставка запчастей может остановиться при жестких санкциях и тем более при угрозе исключения России из международной платежной системы Swift. Замена отсутствующих деталей из Китая, например, невозможна без длительных согласований - многие из них очень специфичны и не могут легко заменить европейские детали.
И хотя Россия и Украина играют лишь незначительную роль в качестве поставщиков для мировой автомобильной промышленности, но и здесь могут произойти сбои в цепочке поставок, что может привести к перебоям в поставках компонентов на европейские заводы.
Для большинства автобрендов сокращение поставок в Россию будет незначительным уроном (см. таблицу), однако для некоторых производителей потери могут оказаться болезненными. Группами производителей с самыми высокими продажами в 2021 году являются Hyundai (включая Kia) с примерно 380 000 автомобилей в год и АВТОВАЗ (Lada) с 351 000 шт. и Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi с 212 000 автомобилей, причем Renault с 2017 года также владеет контрольным пакетом акций АВТОВАЗа.
***
Штефан Братцель резюмирует ситуацию следующим образом: «Россия еще долго не будет важным рынком сбыта и местом производства для автомобильной промышленности. Конкретные последствия всей сложившейся ситуации и предстоящих санкций пока точно предвидеть нельзя, однако основные капиталы производителей и поставщиков автомобилей в России, вероятно, будут значительно обесцениваться. Мировой автопром не будет делать серьезных инвестиций в России в течение еще многих лет. Есть и косвенные последствия для автомобильной промышленности Германии и Европы: например, в ближайшие несколько лет из-за роста цен на энергоносители и нефтепродукты стоимость производства и владения автомобилями будет расти».
Производитель | Доля рынка России | Доля в России в общем объеме продаж |
Audi | 1,0% | 0,9%
|
АВТОВАЗ | 22,0% | 100% |
BMW | 2,8% | 1,9%
|
GM | 0,1% | 0,1% |
Hyundai | 22,9% | 5,7%
|
Mazda | 1,7% | 2,2% |
Mercedes-Benz | 2,5% | 1,6% |
Mitsubishi | 1,8% | 3,4% |
Nissan | 4,6% | 1,8% |
PSA | 0,5% | 0,3% |
Renault | 8,0% | 4,4% |
Toyota | 7,0% | 1,2% |
Volkswagen | 13,8% | 2,4% |
* Данные Center of Automotive Management (CAM) актуальны на 2020 г.
- Если часть автобрендов покинет Россию, каким образом произойдет перераспределение рынка - мнение нашего эксперта.
- «За рулем» теперь можно читать в Instagram
Фото: Станислав Красильников/ТАСС