Ввоз новых авто без согласия производителя «забуксовал» (есть 3 проблемы)
Сегодня российские законы позволяют ввозить в страну многие товары без разрешения производителей – это параллельный импорт. То есть раньше правообладатель бренда, поставляющий товары в Россию, терял контроль за их коммерческим использованием после введения товаров в оборот внутри страны (национальный режим). Теперь же в отношении товаров из списка Минпромторга действует международный режим – исчерпание прав сразу после ввода товара в оборот (не важно, в какой стране).
В результате ввозить в Россию без согласия производителей можно любые марки и модели автомобилей. Но только на бумаге. По факту возможность параллельного импорта ограничена – ввезти в страну компании могут лишь некоторые версии моделей.
Об этом заявили в Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), перечислив проблемные этапы:
«Это и таможня, и сертификация, и вопросы гарантийного обслуживания. Да даже вопрос оформления электронных паспортов остается открытым. Все эти факторы позволяют говорить о небольшом объеме параллельного импорта, который не покроет существующий дефицит».
Также в РОАД подчеркнули, что дефицит новых автомобилей наблюдается во всех странах, а значит ждать стопроцентного насыщения российского рынка не стоит.
Проблема №1 – ОТТС
Например, юрлица не могут заниматься параллельным импортом, так как, в отличие от частников, они должны предъявить на таможне ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Сделать это без согласия производителя невозможно.
Использовать оформленные ранее ОТТС нельзя, так как они касаются модификаций для России, отличающихся от версий для рынков других стран.
«Поэтому обязательным условием для организации параллельного импорта автомобилей в Россию будет являться предоставление организациям-импортерам возможности вместо использования ОТТС оформлять на каждый новый автомобиль свидетельство о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС) в специальных уполномоченных организациях. При этом, безусловно, оформление СБКТС должно позволять импортеру оформлять электронный ПТС на автомобиль», – цитирует ТАСС предложение от специалистов дилерской сети «Рольф» заявили в центре.
Проблема №2 – поставки
Поставки, в основном, ведутся из Германии и ОАЭ, и везутся, чаще всего, дорогие автомобили – это выгоднее, чем везти бюджетные модели.
«Основные бренды, которые поступают по параллельному импорту – это Mercedes-Benz, Range Rover, Lexus, Toyota Land Cruiser и другие. Но пока что это все точечные поставки, которые не могут конкурировать с официальными импортерами», – рассказал гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
Проблема №3 – время
Чтобы устранить вдруг обнаруженные на пути параллельного импорта препятствия, потребуется время. Но автомобили дилерам нужны уже сегодня, иначе есть риск закрытия компаний. Нет даже официальной информации о том, через какие страны может быть осуществлен ввоз автомобилей.
«В любом случае отрасли потребуется время, чтобы разработать стратегию параллельного импорта, и, конечно, предварительно оценить все аспекты данной процедуры», – считает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков.
Тем временем российский рынок новых автомобилей обрушился в мае 2022 года на 83,5% (до 24 268 машин) по сравнению с маем 2021 года.
- В России собираются возродить не только Москвич, но и Волгу, а также Победу.
- «За рулем» можно читать и в Viber.
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС