Платим за ДТП – почему ОСАГО не спасает
Даже если на руках есть подписанное соглашение о выплате страхового возмещения, виновник ДТП не может спать спокойно. Есть ситуации, когда ему придется оплачивать расходы на ремонт автомобиля пострадавшей стороны из собственного кармана.
Почему так происходит и можно ли избежать неприятного сюрприза – разбираемся с экспертом направления «НФ. Аналитика» Народного фронта.
Мнение эксперта
Екатерина Соловьева, автомобильный юрист:
– Есть две причины, которые могут заставить виновника ДТП раскошелиться: первая – очевидная, это лимит выплат по ОСАГО в 400 тысяч рублей. Но больше сюрпризов таит другая – необходимость доплаты для ремонта автомобиля по рыночной стоимости.
Представим ситуацию: Киа Рио въехала в новую Камри. Повреждены крылья, багажник, бампер. Страховая выплатила потерпевшему лимит в 400 тысяч рублей, а тот пошел в суд и насчитал сумму ущерба на 2,5 миллиона. Вопрос: кто должен доплатить разницу потерпевшему?
Этот пример иллюстрирует главную проблему: несоответствие размера страхового возмещения реальному размеру ущерба. Страховое возмещение в рамках ОСАГО осуществляется по Единой методике расчета восстановления транспортных средств, утвержденной Центробанком. Здесь жесткие формулы, а стоимость запчастей берется из базы Российского союза автостраховщиков (РСА), где ценник не соответствует рыночному. Практика показывает, что рассчитанная по этой методике сумма ущерба на 30 и более процентов ниже фактической – рыночной, рассчитанной по методике Минюста. Но бо́льшую сумму потерпевший со страховой компании потребовать не может. То есть, фактически, полис ОСАГО в данном случае бесполезен.
Отвечая на вопрос выше: по решению Конституционного суда, ущерб потерпевший должен взыскивать с виновника ДТП. Эта норма закреплена и в постановлении Пленума Верховного суда РФ.
То есть, даже если реальный ущерб ниже лимита по ОСАГО 400 000 рублей, надо быть готовым к тому, что страховая компания заплатит процентов шестьдесят. И все, что выше – виновнику ДТП придется оплачивать самостоятельно. По мнению экспертов «Народного фронта», механизм расчета страховой выплаты и страхового возмещения, в целом, требует серьезного пересмотра.
Опасность данной практики также в том, что она допускает различные вариации: переуступку долга, раздувание по рыночному ценнику, другие манипуляции. Особенно часто это случается при спорных ситуациях. Например, в результате ДТП на автомобиле осталась царапина. Виновник ДТП думает: не буду обращаться в страховую, за свой счет восстановлю. ГИБДД выписывает штраф – и через полтора года этот человек приходит к юристу и говорит, условно: «Мне виновник выставил счет в 275 тысяч рублей. А я не думал, что такой ущерб».
Советы юриста, как снизить риски:
- Если ситуация спорная, даже если сумма ремонта кажется небольшой – попытаться доказать свою невиновность и отменить штраф.
- Если удалось договориться о доплате после разбора ДТП – получить расписку об отсутствии дальнейших претензий со стороны потерпевшего.
- Если иск уже предъявлен, не игнорировать судебные повестки и идти в суд. Заранее запросив возможность ознакомиться с материалами дела. И внимательно сравнить документы ГИБДД о перечне повреждений транспортного средства с актом осмотра повреждений ТС страховщика, который возмещал ущерб. А затем сравнить его со стоимостью работ, которые сформировали сумму задолженности. На практике часто удается выявить несоответствия, лишние виды ремонтных работ, которые пытаются включить в счет виновника.
- Chery Exploration 06 поступит в продажу в августе – кроссовер будет оснащаться бензиновым двигателем.
- «За рулем» можно читать в Телеграм.
Фото: Depositphotos