Skoda Yeti: Повышенное внимание
Замысел поездки под кодовым названием Skoda Yeti Alpine Experience был предсказуем и неизбежен, как «Голубой огонек» по телевизору в новогоднюю ночь. Автомобиль, нареченный в честь мифического обитателя высокогорья, было грех на это самое высокогорье не затащить – ведь какая богатая фактура для статьи! Горы и йети, йети и горы – частое упоминание двух этих слов по ходу материала должно создать у читателя нужное романтическое настроение, перерастающее в идеале в потребительский зуд. Тестовые автомобили были предварительно обклеены отпечатками ступней снежного человека, чтобы участники пробега ни на секунду не теряли этимологической кондиции и с первых же километров придумывали к своим статьям животрепещущие заголовки, вроде «йети в горах», «в гостях у йети» или даже «верхом на йети». Любовь отечественных автомобильных журналистов к одушевлению объектов описания была брошена на благодатную почву и в ближайшие месяцы расцветет пышным снежным цветом на полях подшефных изданий.
Не снежный не человек
В отличие от коллег, я не сторонник притягивания ушей к автомобилю и деления неодушевленных предметов по половому признаку, а потому вместо беллетристики хотел бы прежде сосредоточиться на техническом описании машины.
Skoda Yeti – это не неведомая зверушка, обитающая где-то в горах и пугающая своим видом горнолыжников, а компактный кроссовер, построенный на глобальной платформе класса С концерна Volkswagen. Ближайший аналог – VW Tiguan, уже хорошо известный на нашем рынке. Yeti отличается от него чуть меньшими габаритами, оригинальным дизайном кузова и, что самое приятное – более гуманным ценником. Базовая версия чешского кроссовера с приводом на передние колеса, наддувным 1,2-литровым двигателем семейства TSI (105 л.с.) и ручной 6-ступенчатой коробкой передач обойдется в 699 000 рублей. Оснащение отнюдь не бедное и включает в себя такие важные позиции как ESP, две подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений, центральный замок, электропривод наружных зеркал. Прочие удобства и излишества следует искать в списке опций, где есть даже панорамная крыша, навигационная система и мягкая игрушка (конечно же, йети).
Вместо «механики» в пару 1,2-литровому мотору можно заказать 7-ступенчатый «автомат» системы DSG, и лишь более мощные полноприводные версии с 1,8-литровым мотором первое время будут доступны только с ручной коробкой. С чем это связано, не совсем понятно, ведь в арсенале концерна VW есть подходящие для полноприводного шасси АКП, причем как из семейства DSG, так и классическая «гидромеханика», но, видимо, из соображений корпоративной субординации на Yeti их пока предлагать не будут, что существенно сокращает круг ее потенциальных покупателей. Как тут не вспомнить стоны дилеров фирмы Suzuki, которые утверждают: «будь у полноприводного SX4 автоматическая коробка – мы бы взорвали рынок».
Для полноприводных Yeti, впрочем, вопрос об «автомате» остается открытым, ровно как и возможность поставок в Россию версий с дизельными двигателями. Европейцам предлагают их аж три варианта: все объемом 2 л, но с разной мощностью – 110, 140 и 170 л.с. Во время альпийского теста я довольно много времени провел за рулем 140-сильной версии – хороший мотор, но бензиновый 1,8-литровый понравился больше: у него шире «рабочий диапазон» и живее отклик на педаль газа, что было особенно хорошо заметно в горах, где крутые подъемы отягощались кислородным голоданием.
Ох уж йети Альпы!
С точки зрения испытаний нам сильно повезло, когда в первый же день нашего путешествия в окрестностях Санкт-Морица повалил снег. Практически нулевая видимость, сильный ветер и метель, высота за 2000 м над уровнем моря, корка льда, покрытая снегом, под колесами – страшно? Только поначалу. Глядя, с какой невозмутимостью по таким дорогам и в такую погоду ездят сами швейцарцы, тревога пропадает, а на смену ей приходит умиление. Во-первых, от созерцания налаженного быта: снегоуборочные машины идут с интервалом в несколько минут, так что типичная для Москвы снежная каша на дорогах просто не успевает образоваться. Во-вторых, уверенность вселяет поведение Yeti. Главное в горах что? Правильно – тормоза. У Yeti они настроены образцово: даже на скользком покрытии степень замедления удается дозировать очень точно и ABS этому ничуть не мешает, позволяя колесам какое-то время оставаться заблокированными, что зачастую повышает эффективность торможения.
Управляемость тоже оставила самое благоприятное впечатление: рулевое управление достаточно информативно, а реакции точны и предсказуемы. Хороша и курсовая устойчивость на неровном покрытии: Yeti не мечется из стороны в сторону, оставаясь в рамках минимального динамического коридора. Свою лепту в поддержание курсовой устойчивости вносит, конечно, и межосевая муфта Haldex последнего поколения, которая быстро и плавно подает крутящий момент на задние колеса.
А вот плавность хода, возможно, многим покажется не самой сильной стороной чешского кроссовера: подвеска явно рассчитана на хорошие скоростные дороги и отлично справляется с микронеровностями дорожного полотна, но лежачих полицейских и крупные выбоины (которые, как ни странно, на альпийских дорогах встречаются довольно часто) проходит весьма жестко, хотя - отдадим должное чешским конструкторам - тихо. Yeti, вообще, автомобиль не шумный: в акустической палитре доминирует двигатель, которому в горах частенько приходится работать на высоких оборотах.
Бензиновый 1,8-литровый двигатель семейства TSI очень эластичен и позволяет свести переключения передач к минимуму, тогда как 140-сильный турбодизель испытывает нехватку момента на низких оборотах, заставляя некоторые «тещины языки» проходить на первой передаче, да и вообще чаще переключаться, чтобы попасть в узкий «рабочий диапазон», который находится в условных рамках от 2000 до 4000 об/мин.
Шестиступенчатая коробка передач работает с прецизионной точностью, а привод сцепления на Yeti, как и на всех последних моделях концерна VW, наконец-то настроен по-человечески: ход педали стал короче, улучшилась обратная связь – тронуться с места в горку довольно просто, но для пущей уверенности вас, если нужно, подстрахует система помощи при движении под уклон, активируемая кнопкой на центральной консоли.
Недра
Интерьер Skoda Yeti выполнен в лучших традициях немецкого автомобилестроения: качественная отделка, великолепная эргономика и огромные диапазоны регулировок кресла водителя. Из особенностей стоит отметить возможно лучшие в классе места для задних пассажиров (удивительный простор по всем направлениям!) и при этом достаточно скромный багажник (405 л), который для семьи из трех и более человек, решившей отправиться в автопутешествие, может показаться недостаточным. Конечно, универсальный кузов позволяет грузить вещи до потолка, но с точки зрения безопасности и обзорности это не лучшее решение. Места для хранения мелочей в салоне тоже не так много, как можно было бы ожидать: различных емкостей на первый взгляд достаточно, но все они, включая бардачок и карманы в дверях, небольшого объема, так что, например, зимнюю меховую шапку и варежки решительно некуда пристроить. Здесь можно было бы ввернуть шутку, что дескать у йети шапка растет из головы и не снимается, но я оставлю это удовольствие более юмористически настроенным коллегам…
Автоматический успех
Первый кроссовер под маркой Skoda оказался довольно сбалансированным и универсальным автомобилем, способным удовлетворить запросы самого широкого круга потребителей, которым нужен всепогодный и вседорожный автомобиль на каждый день. На его стороне просторный салон, отличное шасси и хорошее базовое оснащение. Цены относительно конкурентов подобраны грамотно и не кажутся завышенными.
Львиная доля продаж, очевидно, придется на версии с 1,8-литровым двигателем - мотор 1.2 при всех своих высокотехнологичных прелестях все же кажется для кроссовера слишком маленьким. Российский покупатель в основной своей массе достаточно консервативен, и по старинке, в первую очередь, смотрит на объем двигателя, а не на его реальную мощность, поэтому, скорее всего, и слышать ничего не захочет о кроссовере с 1,2-литровым мотором – несолидно дескать, друзья засмеют.
В общем Yeti имеет хорошие шансы стать если не бестселлером, то одной из самых популярных моделей в своем классе, но для этого ему сначала нужно обзавестись «автоматом» для полноприводных версий с двигателем 1.8, без чего рассчитывать на рекордные продажи в России не приходится.