Первым делом для пожара - самолеты?
Смешное это слово всплыло в пик разбоя огня. Премьер-министр не без сарказма откликнулся на несмешное письмо гражданина— в его населенном пункте высох пожарный пруд, «увели» корабельный колоколец, звоном которого соседи оповещали: горим!
А ведь подоплека — серьезней некуда: негорожане абсолютно беспомощны перед пожарами. Сейчас подсчитывают, сколько потребуется миллиардов рублей для компенсации ущерба населению, строительства жилищ взамен утраченных. Есть невосполнимые потери. Эксперты называют сумму урона только от выгорания лесов в 300 млрд. долл. Жалко леса, дома и военные базы, искренне сочувствуем оставшимся без крова. Но печальнее всего было узнать об угоревших в своих погребах деревенских старушках, они одними из первых были в скорбном счете людских потерь. А всего погибших — больше полусотни, большинство, заметьте, — сельские жители. И оставшиеся без крыши над головой — они же.
Еще с 17 века противопожарное дело на Руси формировали как систему, способную едва ли не в первую очередь уберечь от «красного петуха» крестьянские территории. В плотно населенных деревнях обязывали рыть пожарные пруды, создавать команды огнеборцев. Другие команды опекали по нескольку мелких селений, если они недалеко друг от друга, — чтобы добираться быстро. Тот же «принцип быстрого реагирования» сохранялся в советские времена.
Настал момент, когда списали бочки на бричках и ручные помпы-качалки — появилась моторная спецтехника. Поменять все подводы на автомобиль — дорого, на мотоциклы с коляской — куда дешевле. В коляску весь тот инвентарь, что везет машина, не вместить, но самый важный уложишь — мотопомпу и шланги (рукава). У мотоцикла преимущества лошади: в большинстве случаев проходимость его выше, чем автомобиля, в том числе зимой. Если застрянет, несложно вытащить. Проедет по тропинке, войдет в любые ворота. Водозаборный рукав бросил в пруд или колодец, а из другого — поливай.
Дешевле мотоциклы не только при покупке, но и в эксплуатации, хранении, ремонте. Деревенские парни научились поддерживать мотоциклы на ходу. А предложи кому-то из них работу официального брандмейстера (назови как угодно), да что там — вручи полномочия добровольного пожарного, а к тому поощряй материально, приплюсуй дополнительные дни к отпуску (есть на то закон!), так наверняка согласится, еще и спасибо скажет. Будет кому вести и ремонтировать мотоцикл, запускать помпу, тушить.
В 30-е годы так и сделали. Историк техники О. Курихин свидетельствует, что пожарные мотоциклы Л-600 выпускали в СССР с 1934 года и практически до начала войны. Признали необходимыми! Распределяли их не столько по городам, сколько по весям. Позже случился такой пожар, что для его тушения понадобились танки, пушки и бомбы. После Победы восстановление страны поглощало все финансы. Пожарные автомобили? Без них нельзя! Мотоциклы? Можно обойтись.
Тем не менее, советские мотозаводы предлагали модели трехколесных пожарных машин с рогатым рулем, и ими интересовались профильные службы.
Бывший главный конструктор Ижевского завода Александр Перевозчиков сейчас вспоминает, как на специализированных выставках генералы, ответственные за обеспечение служб пожаротушения техникой, заявляли, что готовы закупать красные мотоциклы тысячами: «Данное изделие — не дорогое, но эффективное средство противостоять пожарам, в первую очередь, на селе».
Но так складывалось, что этих генералов заменяли другими, не знавшими о намерениях предшественников. Потом кризисы разоряли госбюджет, и снова денег не хватало. Позже «Ижмото», предлагавший удобный, дешевый, но хорошо оснащенный вариант, разорился, предприятие законсервировали на неопределенное время.
Однако дело не умерло. На уральской выставке прошлого года в Уфе была представлена одна из совсем недавних разработок Ирбитского завода, владельца марки «Урал». Исполнительный директор предприятия Владимир Курмачев рассказал, что конструкторы сделали прототип, предназначенный для спасателей МЧС, однако с расчетом на то, что проще простого укомплектовать его помпой и несколькими рукавами (если их сомкнуть, образуется хоть стометровый «хобот», а возьми насос помощнее — кишку можно сделать еще длиннее). В «люльку» поместится инструмент, какой закажут пожарные.
Правительство, судя по прозвучавшим заявлениям, готово выделить финансы на закупку противопожарной техники. Однако, оглядываясь назад, возникает предчувствие: как бы снова не стали на мотоциклах экономить. Ладно, пожарный "Урал" обойдется примерно в 350 тысяч рублей. Но на нем свет клином не сошелся. "Спецтехнику" легко потащат даже скутеры, а их производителей в стране - на выбор. Скажем, Ковровский завод имени Дегтярева выпускает трехколесный аппарат (тележка сзади) на базе китайского Lifan, примерно такой же - питерское предприятие "С.moto". Дай производственникам толковое техзадание - через месяц-другой предложат опытные образцы. Цена за единицу - 200-220 тысяч. Можно разместить заказ в Китае - с радостью возьмутся (о запчастях уже можно не волноваться), и цена будет подъемной.
Сравним: за каждое сгоревшее домовладение сумма обещанной от правительства компенсации составляет 1 млн. руб. Сожженных в это лето домов — около 1300. «Надейся на лучшее, но готовься к худшему». Случись, жара с ее огнеопасной ситуацией повторятся, один пожарный мотоцикл/скутер способен предотвратить сгорание десятков, как минимум, сооружений. Даже если оставить сколько-то гипотетически спасенных домов на долю пожарных автомобилей, по-моему, мототехнику надо брать.
Вот и премьер-министр говорит об уроках минувшего жаркого лета. Но выводы у него свои — нужно создавать эскадрильи водометных самолетов, вертолетов, автомобилей. Противоречия нет: конечно, они необходимы — когда за сотни верст полыхает лес. А если горят жилища в какой-нибудь Поповке за 20-50, да даже в ста километрах от города? Самолет-амфибию Бе-200 в воздух не поднимут, автомобили из пождепо райцентра, мы видели, прибывают на тлеющие угли. Третье дано? Разве что прорезиненный рюкзак с 20 л воды и насосом-пшикалкой. Он круче даже рынды.