Тест зимних шин: Не идется и не едется, потому что гололедица
В споре за место в рейтинге зимних шин для российских условий сошлись «шиповки» и «скандинавки» из тех, что пользуются повышенным спросом на шинном рынке.
Для полноты картины мы дополнили наши обязательные упражнения торможением на мокром асфальте, каким он бывает в начале и конце зимы, а в больших городах – на всем ее протяжении.
Акцентируем внимание читателей на том, что тесты шипованных и нешипованных шин проводились в разное время и при разной температуре, потому сравнивать впрямую их результаты некорректно.
РЕЙТИНГ ЗИМНИХ ШИПОВАННЫХ ШИН
1 место: Nokian Hakkapeliitta 7
2 место: Michelin X-Ice North 2
3 место: Gislaved Nord Frost 5
4 место: Pirelli Winter Carving Edge
5 место: Goodyear Ultra Grip Extreme
8 место: Bridgestone Ice Cruiser 5000
9 место: Hankook Winter i-Pike
Вне зачета: Continental ContilceContact
Среди шипованных шин уже несколько лет подиум делят между собой Continental, Nokian и Michelin, не пуская чужаков в круг избранных. И этот год не стал исключением.
Названная тройка «шиповок» вновь лучшая на российских дорогах: у каждой более 900 баллов. Первое место у Nokian Hakkapeliitta 7, наиболее подходящей для активных водителей. Но она же, увы, самая дорогая и самая невыгодная: соотношение цена/качество равно 6,24. Совсем рядом, с разницей менее чем в полпроцента, русская версия Michelin X-Ice North 2: хладнокровная, уверенная и недорогая, цена/качество – 5,51. Continental, чуть припоздав с презентацией новинки ContiIceContact, бросил в прорыв своего вассала Gislaved Nord Frost 5 (цена/качество – 5,15), слегка нарастив ему шипы. Тот не подвел и отвоевал сеньору третье место, причем отстал от лидера менее чем на 2%.
Pirelli и Goodyear изо всех сил старались составить конкуренцию первой тройке, но та в очередной раз успешно отбила атаку. Итак, на четвертом месте «зажигалка» Pirelli Winter Carving Edge, на пятом – интеллигентный Goodyear Ultra Grip Extreme. По соотношению цена/качество обе шины практически равноценны: 5,06 и 5,09 соответственно.
Шестую и седьмую строчки заняли крепкие хорошисты – голландский Vredestein Arctrac (862 балла, цена/качество – 4,29) и отечественный
Cordiant Sno-Max (856 баллов и 3,62).
Чуть отстав, рядом с планкой 840 баллов, Bridgestone Ice Cruiser 5000 (цена/качество – 5,43) и корейская «зимняя щука» Hankook Winter i-Pike, явно конкурирующая с «Фредештайном», поскольку соотношение цена/качество у них одинаковое. Замыкает десятку нижнекамская новинка Kama Euro 519 со скромным результатом 828 баллов (цена/качество – 3,62, как у «Кордианта»), оказавшаяся не столь сильной, как ожидалось. Будем надеяться на скорую модернизацию.
10 место: Kama Euro 519
- Несмотря на то, что шипов у «Камы» больше всех, сцепные свойства на льду очень низкие: автомобиль трогается и разгоняется неуверенно, тормозит рывками Поперечное сцепление самое слабое среди всех «шиповок». При переборе скорости машину сносит с намеченной траектории, она долго скользит. Особенно неприятно неожиданное проскальзывание и резкая потеря сцепления. Начало срыва невозможно спрогнозировать, понимаешь это, лишь когда автомобиль уже «поплыл».
- На снегу разгон и торможение слабые, поперечное сцепление хуже всех, грань перехода в скольжение, как и на льду, не чувствуется.
- По заснеженной дороге машина идет ровно, однако, если бросить руль, норовит уйти в более глубокий снег. При корректировке курса велики углы поворота руля Сугробы лучше преодолевать с интенсивным буксованием. Несомненное достоинство – уверенный выезд назад, если вперед пробиться не удалось.
- Курсовая устойчивость на асфальте неплохая, но не хватает информативности на руле и мешают запаздывания при подруливании. Торможение на сухом и мокром асфальте хуже среднего.
- Расход топлива средний при любой скорости. Шипы излишне заглублены, что во многом объясняет низкие сцепные свойства на льду.
- Очень сильно шумят, передают на автомобиль весь микропрофиль дороги, будто сильно перекачаны.
9 место: Hankook Winter i-Pike
- «Щука» или «наконечник» – так переводится последнее слово в названии шин с рисунком протектора, схожим с часто копируемым Gislaved NF 3.
- На льду сцепные свойства слабы, заставляют двигаться неспешно. При небольшом увеличении скорости автомобиль «не слышит» руля в повороте, теряет намеченную траекторию и протяжно скользит. Хорошо, что срывы и восстановления происходят довольно плавно.
- На снегу шины тормозят и разгоняются увереннее, но поперечное сцепление намного хуже продольного.
- При малых углах поворота водителю мешает «пустой» руль, при больших – срывы в занос. Невозможно почувствовать начало скольжения.
- По заснеженной дороге несут машину без замечаний. В глубоком снегу внатяг едут неохотно, а буксовать приходится с оглядкой, иначе можно закопаться.
- На асфальте немного запаздывают при подруливаниях. Тормозят по сухому и мокрому хуже остальных.
- Неприятно шумят при любой скорости, из общего гула выделяются два рокочущих пика – при городских (40–60 км/ч) и загородных (90–110 км/ч) скоростях.
- Чувствительно встряхивают машину на неровностях.
- Расход топлива средний при любой скорости.
- Ошипованы аккуратно, но мелковато, дополнительные две-три десятых миллиметра выступания шипов улучшили бы сцепление на льду.
8 место: Bridgestone Ice Cruiser 5000
- Модель уходит в историю, уступая место новинке IC 7000, но пока успешно продается.
- Эти шины никогда не были сильны на льду: неохотный разгон, торможение хуже среднего, откровенно слабое поперечное сцепление и вялые реакции. Тем не менее при умеренной скорости ведут себя вполне адекватно. Проблема лишь одна: угадать эту скорость.
- Поехал чуть быстрее – углы поворота руля и время реакции машины значительно увеличиваются, она начинает размазывать траекторию и выходит из-под контроля.
- На снегу углы поворота руля меньше, но поведение нестабильно, снос передка в начальной фазе поворота и занос на дуге постоянного радиуса. В обоих случаях небольшой перебор скорости приводит к долгим скольжениям. Тормозят хуже остальных, переставку выполняют на самой низкой скорости, наравне с «Камой».
- По снежной дороге прямую держат уверенно. Не боятся глубоких снежных переметов на дороге, преодолевая их без напряжения.
- На чистом асфальте нравятся информативным рулем и четким выполнением команд подруливания.
- Торможение на асфальте любого состояния среднее.
- Недостаточно комфортны: протектор издает почти вертолетный гул, а шины передают толчки от любых дорожных неровностей на кузов, а также вибрации на полик и рулевое колесо.
- Расход топлива повышенный при любой скорости.
- Ошиповка очень качественная по разбросу (не более 0,2 мм), но несколько мелковата И шипов на десяток меньше, чем у шин других марок.
7 место: Cordiant Sno-Max
- Отечественные шины; в отличие от «Камы», по количеству шипов соответствуют европейским нормам.
- Разгоняются и тормозят на льду средне, а вот в повороте заставляют быть осторожным: поперек держат заметно хуже, чем в продольном направлении. Требуют размашистой амплитуды руления, а на дуге виража не покидает ощущение, будто машина поворачивает не за счет поворота передних колес, а из-за увода задних.
- На снегу баланс «вдоль-поперек» меняется. Самые слабые разгон и торможение сочетаются со средним уровнем поперечного сцепления. При рулении великоваты углы поворота баранки, скольжения чуть дольше, чем у грандов, хотя остаются в пределах разумного.
- Курс на снегу держат четко, но большие углы подруливания осложняют его корректировку. Снежных заносов и сугробов не боятся: уверенно стартуют, двигаются и поворачивают, надежно выбираются задним ходом.
- На асфальте плавают, руль при этом «пустой», поворачивать его приходится на значительные углы.
- На сухом асфальте тормозят средне, на мокром лучше среднего.
- Сильно шумят на асфальте протектором и шипами и подвывают на плотном снегу. Передают вибрации от мелких дорожных неровностей и толчки от дорожных стыков.
- Что касается расхода топлива, самые ненасытные в тесте.
- Качество ошиповки: разброс выступания небольшой (0,4 мм), но торчат шипы все же высоко, есть риск растерять или выломать из них сердечники.
6 место: Vredestein Arctrac
- Особенность шины – малая масса, уживающаяся с повышенной грузоподъемностью.
- На льду продольные сцепные свойства слабые, а поперечные – средние. Проскальзывают при старте, затягивая процесс разгона; машину останавливают хуже всех. При этом на круге показывают средние результаты, хотя в поворотах отнюдь не вселяют уверенности: то цепляются, то срываются. Резко восстанавливаются, неприятно дергая машину. Скольжений не любят.
- На снегу разгоняются скромно, тормозят и поворачивают средне.
- Машина на них четко управляется, но только до начала скольжений, в которые переходит неожиданно для водителя. Дело заканчивается размашистым заносом.
- По заснеженной прямой движутся ровнехонько, без замечаний.
- Глубокий снег преодолевают неуверенно, поворачивают неохотно, но назад выбираются неплохо.
- На асфальте понравились четким курсом и понятным «нулем».
- Тормозят хорошо, а на сухом покрытии – очень хорошо, практически наравне с «Гудиером». На мокром показывают средние результаты.
- Шумят и потряхивают машину, озвучивая асфальтовые неровности, громко шуршат на плотном снегу.
- При скорости 90 км/ч расход топлива средний, при 60 км/ч – повышенный.
- Ошиповка качественная и по выступанию шипов, и по разбросу.
5 место: Goodyear Ultra Grip Extreme
- Разгон и поперечное сцепление на льду средние, торможение получше. Каждый поворот руля при скорости выше 30 км/ч вызывает легкий подруливающий занос. Если при этом сбросить газ, занос усилится и потребует корректировки рулем.
- На снегу все характеристики тоже не ниже среднего. В поворотах автомобиль управляется четко, предел ограничен сносом передка. Однако во втором коридоре переставки уже при небольшой скорости начинается занос. Удержать автомобиль в узде и достичь высоких результатов можно только с помощью электронного помощника или упреждающих действий водителя.
- Курсовая устойчивость на заснеженной дороге четкая, без замечаний.
- Снежные переметы не для этих шин.По сугробам лучше двигаться только внатяг, иначе встанешь, а то и закопаешься.
- На асфальте по прямой идут ровно, но запаздывают с подруливаниями..Зато тормозят лучше всех, причем и на мокром, и на сухом (в этом практически наравне с «Фредештайном»).
- Гудят протектором, а вот шум шипов – отдельная статья. Воют на большой скорости и отчетливо хрустят на малой. Потряхивают машину на мелких и средних неровностях.
- Катятся неплохо, потому топливо расходуют средне.
- По качеству ошиповки сравнимы с «Кордиантом»: разброс в разумных пределах, но выступание на грани максимально допустимого.
4 место: Pirelli Winter Carving Edge
- Льда, как и «Гудиер», не боятся. Разгоняются, тормозят и поворачивают уверенно. На дуге постоянного радиуса предельная скорость не вызывает ярко выраженного сноса или заноса, поворачиваемость автомобиля близка к нейтральной. На ледяном кольце скорость ограничена мягким сносом-заносом. Это позволяет менять кривизну поворота сбросом либо добавлением газа.
- На снегу тоже работают вполне добросовестно: в торможении, разгоне и на переставке показывают средние результаты. Поведение четкое, понятное, без замечаний, с элементом «зажигания» – провоцируют на активную езду.
- По заснеженной дороге идут ровно, четко откликаясь на подруливания.
- Глубокий снег лучше преодолевать с легким буксованием, но без излишнего усердия, иначе можно закопаться.
- Асфальтовую прямую держат по-летнему цепко, торможение на мокром покрытии среднее, на сухом выше среднего.
- Досаждают хрипяще-подвывающим хрустом шипов. Ощутимо потряхивают на любых неровностях, вплоть до мелких.
- Расход топлива при 60 км/ч средний, при 90 км/ч повышенный.
- Ошиповка удовлетворительная по всем параметрам.
3 место: Gislaved Nord Frost 5
- Отличаются от прошлогодних чуть увеличенным размером твердой вставки шипов.
- Открывают категорию премиум-шин. Лучшие торможение и поперечное сцепление, очень хороший разгон на льду. В поворотах ведут себя очень уверенно, в пределе скорость ограничивает легкий занос, требующий небольшой корректировки.
- На снегу тоже держатся достойно: очень хорошее торможение, хороший разгон и средние поперечные сцепные свойства. Претензий к управляемости автомобиля, его поведению и понятности реакций нет. Хорошо управляется даже в скольжениях.
- Упрямо держат курс на заснеженной дороге. В глубоком снегу, правда, ведут себя не очень уверенно.
- На асфальте напоминают «Гудиер»: чуть запаздывают с реакцией на корректировку курса.
- В торможении на мокром асфальте лучшие (наравне с «Гудиером»), на сухом – вполне достойный средний результат.
- Шумят, очень отчетливо хрустят шипами, особенно при небольшой скорости.
- Передают на кузов толчки от единичных неровностей.
- Расход топлива повышенный при любой скорости.
- Ошиповка: разброс выступания в разумных пределах, но само выступание неплохо было бы чуть уменьшить – ради долговечности шипов.
2 место: Michelin X-Ice North 2
- Приятная особенность этих шин, вселяющих уверенность в безопасности на любой дороге, – хорошо сбалансированные продольные и поперечные сцепные качества. Отметим хорошее торможение на льду (несмотря на классические круглые шипы), средний разгон и очень хорошее поперечное сцепление. На дуге виража при сбросе газа слегка подкручивают машину, помогая прописать поворот.
- На снегу отличные сцепные свойства: самый короткий тормозной путь, интенсивный разгон и рекордная скорость на переставке. Стабильное поведение и четкие реакции даже в скольжениях. При переборе скорости мягко скользят боком, интенсивно сбрасывая скорость.
- Лучше других держат заснеженную дорогу, чутко реагируют на действия рулем. Глубокий снег преодолевают уверенно, позволяя совершать любые маневры.
- Хороши на асфальте: четко держат заданное направление, без задержек реагируют на действия рулем.
- Торможение на сухом покрытии среднее, а вот на мокром шины пасуют: самый слабый результат.
- Фыркающий шум на дорогах с твердым покрытием. Немного потряхивают машину на дорожных микронеровностях.
- Самые экономичные (наравне с «Нокиан») при любой скорости.
- Ошиповка очень качественная, дает основания полагать, что шипы прослужат долго.
1 место: Nokian Hakkapeliitta 7
- От уверенности до агрессивности один шаг. Все ледовые характеристики, включая время прохождения круга, лучше средних, а разгон самый лучший. Тем не менее возникает чувство, что шины разгоняются и тормозят лучше, чем поворачивают. Поведение в поворотах на льду понятное и прогнозируемое, в пределе легкий помогающий занос.
- На снегу очень хорошее торможение (лучше только у «Мишлена»), лучший разгон, второй результат на переставке. Хорошо управляются даже в скольжениях, без задержки реагируют на доворот руля, за счет этого вписываются в поворот, казалось бы, немыслимой крутизны. Все это провоцирует на быструю езду, поэтому нужно честно оценивать уровень своего мастерства.
- Четко следуют заданному курсу на заснеженной дороге.
- В глубоком снегу все делают легко и непринужденно, не опасаясь ни остановок, ни стартов с буксованием, ни крутых поворотов.
- На асфальте немного плавают из стороны в сторону.
- Тормозят по сухому покрытию средне, а вот на мокром показывают самый скромный результат.
- Шелестят шипами и протектором, потряхивают машину на мелких неровностях.
- Экономичны при любой скорости.
- Ошипованы очень качественно, проблем из-за выпадения шипов не предвидится.
Вне зачета: Continental ContilceContact
- Эти шины были представлены публике уже после завершения наших «белых» тестов. Но мы нашли возможность сравнить их с победителем теста Nokian HKPL 7 в Новой Зеландии, где в июне зима в самом разгаре. Арендовали такой же «Гольф VI», на каком проводили собственные тесты, но не смогли найти асфальтовых дорог, потому дуэль состоялась только на льду и снегу. Однако для первого знакомства и выявления способностей новинки этого достаточно.
- На льду разгоняются и тормозят практически наравне с Nokian, а вот в поперечном сцеплении просто на голову выше: разница более 8% в пользу немецкой новинки. Управляемость выше всяких похвал, реакции на поворот руля четче, поведение более стабильное – в пределе машина лишь слегка поскальзывается задней осью. И это на очень скользком льду, где «Нокиан» ведет себя как середнячок: не блещет информативностью на руле и стабильностью поведения – срывается то в снос, то в занос и скользит дольше, чем хотелось бы.
- На снегу разница почти та же, тормозной путь и время разгона сопоставимы с нокиановскими, но управляемость, как и на льду, лучше, чем у «семерки». Баранка наполнена информативностью на прямой, четкие реакции и понятное поведение в повороте. Шины втягивают автомобиль в повороты без намека на снос HKPL 7 на той же трассе менее информативны, дают периодически возникающий снос при входе в поворот и более активный занос на дуге.
- В глубоком снегу «немцы» немного проигрывают «финнам»: неуверенно трогаются, требуя добавления газа, но при интенсивной пробуксовке норовят закопаться.
- Ошиповка качественная и стабильная.
РЕЙТИНГ ФРИКЦИОННЫХ ШИН
1 место: Nokian Hakkapeliitta R
2 место: Bridgestone Blizzak WS60
4 место: Continental ContiVikingContact 5
5 место: Goodyear Ultra Grip Ice+
Собранные в тесте нешипованные шины, они же «липучки» или «скандинавки», уже известны нашим читателям. Они обновлены два-три года назад, исключение составляют долгожитель Vredestein Nord-Trac и новинка Goodyear Ultra Grip Ice+.
Результаты лидеров легли кучно – в интервале от 899 до 924 баллов. Первые пять и вовсе различаются не более чем на 3%. Но характеры у них разные, и каждая шина в нашем тесте установила собственный рекорд, а то и несколько.
Читателю при выборе стоит ориентироваться не на общий результат, а на индивидуальные пристрастия и предпочтения и, безусловно, учитывать перечисленные нами достоинства и недостатки.
Русская Nokian Hakkapeliitta R установила рекорды в торможении и разгоне на снегу и при этом продемонстрировала худшее торможение на сухом асфальте. Она остается на рынке самой дорогой: цена/качество – 6,16. Наиболее привлекательная по этому параметру Bridgestone Blizzak WS60 (4,99) – лучшая по продольным сцепным свойствам на льду и торможению на сухом асфальте, но самая прожорливая, если оценивать расход топлива. Michelin X-Ice 2 – хорошо сбалансированная шина, показатели все высокие, за исключением разгона на снегу. У дорогого ContiVikingContact 5 (цена/качество – 6,04) лучшие результаты на ледовом круге и в разгоне на снегу, а в торможении на мокром асфальте он оказался худшим. Goodyear Ultra Grip Ice+ ровная по всем характеристикам шина, лучшая в переставке. Соотношение цена/качество (5,45) такое же, как у мишленовской покрышки, и, видимо, на рынке им предстоит конкурировать друг с другом. А вот звание самой экономичной шины в борьбе Nokian Hakkapeliitta 7 и Michelin X-Ice 2 выиграла русско-финская шина.
Далеко не новый Vredestein Nord-Trac с 852 баллами заметно отстает от других. Даже по соотношению цена/качество, равному 4,11, видно, что ему уже не под силу конкурировать с более молодыми грандами.
Kama Euro 519 без шипов набрала 830 баллов. Вот вам пример нецелевого использования продукта, изначально созданного в шипованном варианте. По твердости резины нижнекамские шины ближе к «европейкам» (типа ContiWinterContact TS 830, Michelin Alpine, Pirelli Snowsport, Kumho KW17), а потому не могут на равных конкурировать со «скандинавками» на льду и снегу. Зато на чистом асфальте чувствуют себя весьма уверенно.
7 место: Kama Euro 519
- Эти шины предназначены под ошиповку, но сплошь и рядом продается и «лысый» вариант – не лучшее решение для обледенелых и заснеженных дорог.
- На льду сцепные свойства хуже, чем у всех настоящих нешипованных шин. Разгон затянутый, торможение малоэффективное, рывками. В поворотах большие углы поворота руля, запаздывающие реакции, затянутые скольжения, в пределе снос передка и значительное распрямление траектории.
- На снегу торможение весьма слабое – хуже лишь «Фредештайн»; разгон посредственный, как и у «Мишлена»; на переставке предельная скорость и поведение хуже, чем у остальных. Замечания практически те же, что и на льду: недостаточная информативность на руле, большие углы его поворота, затянутые скольжения. На заснеженной прямой машину тянет в сторону более глубокого снега, корректировку курса осложняют большие углы поворота рулевого колеса.
- В глубоком снегу поворачивают лучше, чем едут прямо, так что при необходимости можно двигаться галсами. На асфальте немного плавают в пределах полосы и опаздывают при подруливаниях. Тормозят здорово. На мокром покрытии показывают лучшие результаты, на сухом – выше среднего.
- Одна из причин: резина жестче, чем у других Недостаточно комфортны: сильно шумят, периодически подвывают и ощутимо встряхивают машину. Расход топлива при 60 км/ч великоват, при 90 км/ч средний.
6 место: Vredestein Nord-Trac
- На льду сцепные свойства оставляют желать лучшего; торможение и разгон очень слабые (хуже только у «Камы»). Однако на ледовом круге держатся в середняках, скрипят, как другие «скандинавки» Тем не менее поведение машины прогнозируемо, без неожиданностей и проблем. При достижении предельной скорости она начинает мягко сползать наружу, распрямляя траекторию.
- На снегу показывают себя примерно так же. В торможении хуже всех, поперечное сцепление слабое, разве что разгон средний. При разгоне хорошо чувствуется, как электроника удерживает шины от пробуксовки. Маневрирование осложняют увеличенные углы поворота руля. В поворотах предельная скорость приводит к легкой избыточной поворачиваемости.
- На заснеженной прямой при равномерном движении и сбросе газа машина немного рыскает, в легком разгоне идет гораздо четче. Сугробов не любят, лучше преодолевать их ходом, без остановок и не крутить рулем без надобности. Буксовать не рекомендуется, иначе можно закопаться.
- По асфальту идут ровно, но запаздывают при корректировке направления. Торможение на асфальте тоже не блестящее, и на мокром, и на сухом тормозят слабо.
- Громко шуршат протектором на шершавом асфальте, на высокой скорости подвывают в поворотах, хлопают на неровностях. Крупные неровности проходят неприятно жестко. Расход топлива при 60 км/ч средний, при 90 км/ч повышенный.
5 место: Goodyear Ultra Grip Ice+
- Новинка компании, попавшая, по сути, в категорию премиум-шин.
- У нее нет заметного предпочтения к покрытию, за исключением асфальта. На любой дороге шины демонстрируют довольно ровный характер и схожее поведение.
- На льду и продольное, и поперечное сцепление среднее. В момент троганья легко сорвать колеса в пробуксовку, поэтому давить на газ нужно аккуратно.
- На снегу торможение и разгон тоже средние, а скорость на переставке «выскакивает» в лидирующие. Отчасти это заслуга электроники (на «Гольфе» она неотключаемая). Занос во втором коридоре начинается рано, но ESP попросту не дает ему развиваться. То же происходит и во время разгона: как и на «Фредештайне», хорошо чувствуется, что электроника душит двигатель, иначе шины сорвутся в пробуксовку.
- На заснеженной дороге все ровно, без замечаний.
- В глубоком снегу ведут себя уверенно, легко маневрируют, при буксовании не закапываются.
- На асфальте при смене курса чувствуется легкое подруливание задней оси.
- Торможение не рекордное, но весьма эффективное и на мокром асфальте, и (особенно!) на сухом.
- Комфортны: негромко шуршат протектором, катятся по дороге мягко.
- При 60 км/ч топливо расходуется экономично, по этому показателю составляют конкуренцию «Мишлену». Однако при 90 км/ч расход увеличивается до среднего.
4 место: Continental ContiVikingContact 5
- Лидер нашего теста двухлетней давности. На этот раз результаты скромнее. Видимо, повлияло новое упражнение «торможение на мокром асфальте». Тем не менее слабостей на снегу и льду не обнаружено, удерживаются в категории премиум-шин (более 900 баллов).
- На льду разгоняются и тормозят в первой четверке, а на круге показывают лучший результат. Пищат, скрипят, будто вместо льда под колесами мокрый бетон, но держат! При маневрировании повороты руля довольно велики.
- На снегу чувствуют себя гораздо увереннее: лучший разгон, очень хорошее торможение и средний результат на переставке. Как и на льду, углы поворота баранки великоваты. Курс на заснеженной дороге довольно четкий, на корректировку направления откликаются без промедления
- Глубокий снег преодолевают уверенно в любом режиме.
- На асфальтовой прямой слегка плавают в пределах полосы. Неплохо останавливаются на сухом асфальте, зато на мокром пасуют, тормозя хуже всех. Сцепление на мокрой дороге шинники считают антиподом сопротивления качению. Здесь, как и у «бриджа», ни «мокрого» сцепления, ни экономии топлива.
- По комфорту сравнимы с «Мишленом»: тихие и плавные.
- Расход топлива при 60 км/ч средний, при 90 км/ч повышенный.
3 место: Michelin X-Ice 2
- Уверенно чувствуют себя на «белых» дорогах и бездорожье. Провалов нет, за исключением слабого разгона на снегу.
- На льду не блещут, но держатся уверенно: тормозят и разгоняются активно, на круге делят второй результат с «Нокиан». В отличие от «бриджа», подкупают сбалансированностью сцепления «вдоль-поперек». Четкие реакции, плавные переходы в скольжения – в общем, ведут себя понятно и надежно.
- На снегу характеристики не лидирующие: в торможении худшие из первой четверки, на переставке тоже четвертый результат, разгон самый слабый.
- При добавлении газа активно ввинчиваются в поворот, а на сбросе слегка распрямляют траекторию.
- Заснеженную дорогу держат без замечаний.
- В глубоком снегу ведут себя уверенно. Даже при интенсивном буксовании всплывают, идут вперед, не стремясь закопаться, не боятся буксования.
- По асфальту идут без замечаний, даже на малые повороты руля реагируют без промедления, практически как летние шины.
- На сухом асфальте тормозят лучше среднего, на мокром – очень хорошо.
- Комфортны, шум и плавность хода без замечаний.Экономичны при любой скорости, но катятся чуть хуже, чем «Нокиан».
2 место: Bridgestone Blizzak WS60
- На «белых» покрытиях показывают выдающиеся результаты, но, увы, наряду с откровенно слабыми. На льду отличное торможение и лучший разгон. Казалось бы, модель впору объявить ледовым лидером!
- Но слабое поперечное сцепление портит всю картину (медленнее ледяной круг проходит только «Кама»), заставляет осторожничать в поворотах Шины, вселяющие уверенность при разгоне и торможении, в повороте заметно теряют сцепление.
- Управление четкое, скольжения мягкие и понятные. На снегу очень хорошее торможение и приличный результат на переставке, но разгон совсем слабый Шины требуют аккуратности при троганье и только в движении готовы принять полный газ (похоже ведет себя «Нокиан»).
- По заснеженной дороге идут лучше других, без промедления откликаются на корректировку направления.
- Сугробы преодолевают легко, не боятся буксования, поскольку при этом не закапываются.
- По асфальту идут четко, однако реакции, как у большинства зимних шин, слегка размазаны.
- На сухой дороге тормозят лучше всех, мокрую не жалуют – результат хуже среднего.
- Шумят, передают вибрации и легкий зуд от микронеровностей.
- Самый высокий расход топлива при любой скорости.
1 место: Nokian Hakkapeliitta R
- Практически одинаково сильны на снегу и на льду, ни одной слабой характеристики.
- На ледовой поверхности очень хорошее торможение гармонирует с такими же поперечным сцеплением и разгоном. В повороте помогает легкий подкручивающий занос, хорошо управляются в скольжениях, мягко восстанавливают сцепление при выходе из скольжений.
- На снегу все характеристики лучшие. Уверенное торможение, энергичный разгон, высокая скорость (на пару с «Гудиером») исполнения переставки и четкое поведение на ней. Допускают и прощают мелкие ошибки в управлении.
- Уверенно держатся за заснеженную дорогу. Сугробы и снежные переметы не страшны. Старт после остановки, повороты любой кривизны, выезд назад – все это выполняется без труда и специальных навыков.
- На асфальте слегка плавают в пределах полосы.
- На сухом асфальте тормозят слабо, на мокром средне. Похоже, для асфальта мало что осталось, все «силы» ушли на снег и лед.
- По шумности замечаний нет. А вот к плавности хода можно придраться: единичные неровности отмечаются на кузове резкими толчками.
- Ставят рекорд по топливной экономичности, опережая даже «Мишлен».
Вместе с автором шины тестировали Антон МИШИН, Валерий ПАВЛОВ и Дмитрий ТЕСТОВ.
Редакция выражает признательность всем компаниям, предоставившим шины для тестирования.