Италия: От любви до ненависти один штраф

Не меньше миллиарда евро в год падает в казну Италии в виде штрафов за нарушение особенных, местных положений в ПДД. Львиная доля жертв — туристы, огромная их часть — из России.
Что-то не так? Но любой автотурист из России предпочел бы наткнуться в Италии на такой знак, чем на аббревиатуру, которая ни о чем не говорит.

Вуаля! С вас 410 евро!

Это все равно что совершить хадж — хотя бы раз в жизни нужно побывать в Италии. Артефакты старины, шедевры искусства и архитектуры, теплые моря и море солнца влекут сюда миллионы со всего света. Чтобы в одну поездку увидеть побольше, многие передвигаются на автомобилях. Вот тут и начинается.

Зайдите в любой интернет-поисковик, наберите аббревиатуру "ZTL Италия/Italia"— увидите уйму форумов на разных языках, на которых одни спрашивают, а другие, опираясь на горький опыт, пытаются растолковать, что это и чем чревато.

Аббревиатура расшифровывается как Zona Trafico Limitato, то есть «Зона ограниченного движения автомобилей». Ограничения необходимы: яд выхлопных газов разрушает шедевры, а их нужно сохранить.

Но без фанатизма же! Вот свидетельство пострадавшего, автотуриста Андрея Антоновского - он исследовал явление. К анализу его сподвигли сразу четыре полицейских уведомления из очаровавшей годом раньше Флоренции: немедленно заплатите 410 евро, не то сумма удвоится. (Здесь и далее ссылки на автора ЖЖ курсивом):

Часть улиц в городах закрыта для проезда незарегистрированного в них транспорта. В электронную систему наблюдения введены номера машин с правом проезда по конкретным улицам. Камера «щелкает» все подряд, потом зарегистрированные машины исключаются программой распознавания номеров. Так вот, пока я искал во Флоренции парковку, проехал четыре раза под одной и той же камерой с интервалом в две-три минуты. Вуаля, четыре нарушения — как с куста!

В полицейском уведомлении о наложении штрафа нарушителю предлагают зайти на сайт полиции, где тебе покажут машинку, стоящую или едущую в неположенном месте. Вверху-слева - название улицы. Откуда знать, что она запретная для твоего проезда? Найди карту города, на ней увидишь "черную метку".

На картах, которые выдают в прокатных конторах, эти улицы никак не помечены. Специально проверил: никто о них не предупреждает ни в какой форме. Понятных знаков на улицах нет. Уже позже мне объяснили, что есть таблички с надписью на итальянском языке. Но их еще нужно увидеть — они, мягко говоря, не слишком видны. Я ни одной не заметил, а заметил бы - не понял, что означают.

Сходных историй — масса. Да что там, когда расспросил побывавших в Италии знакомых, коллег из редакции, оказалось, почти все (!) расплачивались за нарушения неведомых им правил.

Знатные фантазеры итальянцы. И на здоровье! Каждый, увидь такую дизайнерскую композицию, разумеется, поехал бы "в аб"езд".

В какие двери стучать?

Прописная истина: незнание закона не освобождает от ответственности перед ним. И еще: любой нарушитель пытается оправдать свои прегрешения. А вот это не общеюридическая, а чисто прокурорская позиция. Я же попытаюсь выступить в роли адвоката.

Смоделируем типичную ситуацию: я оплатил тур — через неделю выезжать. Чтобы не вляпаться, попытаюсь почитать итальянские Правила, узнать, что такое ZTL (еще повезло, что вовремя о нем узнал). Узнать именно из первоисточника, а не из интернетовских рассказов.

В нескольких московских представительствах всемирно известных компаний rent-a-car о знаках не слышали: «Что, такие существуют? Нет, тамошних ПДД у нас нет и быть не может: наше дело — продавать аренду машин».

В консульстве Италии в Москве деликатно отшили: «Не в те двери постучали. Наша забота — правильно оформить визы».

В посольстве Итальянской Республики сказали, что книжечки с дорожными правилами в дипмиссии нет, специалистов по этой части также. Спросите, посоветовали, у водителя автомобиля посла — он точно подскажет, вот телефон. Номер мне продиктовали, думаю, только потому, что я представился сотрудником «ЗР». А если бы звонил просто турист? А если бы таких обращений было много?

Нет такого знака!

Водитель посла, бывший российский гражданин, но уже поживший на Апеннинах, сказал, что брошюрки с Правилами ни у него и ни у кого другого в гараже посольства не нашлось: зачем она в Москве!

Но если здесь ее нет, то не знаю, где еще искать. Хотя бы опишите, попросил я, как знак выглядит? Посовещавшись по-итальянски с коллегами, водитель на чистом русском «нарисовал» словесный портрет: синий прямоугольник, на нем та самая аббревиатура. То есть, знак должен выглядеть примерно так:

В поисках такого или примерно такого изображения "широким бреднем" прошелся по Интернету, но ничего подобного не обнаружил.

Правило искателя истины — проверять информацию, даже если она исходит от непререкаемого авторитета. Верный и быстрый (мне ведь скоро «уезжать») способ — в Интернете. Однако ни один из поисковиков, какие бы ни вводил варианты задания, искомого изображения не дал. Выдал другое:

Но не мог же так ошибиться водитель главы дипмиссии! Пробую «рыть» дальше. А если общаться с Интернетом по-итальянски? Снова «стучусь» в посольство: как пишется «дорожные знаки» в итальянских ПДД? Никто точно не знал, дали несколько вероятных вариантов: Regole Stradale, Codice Stradale, Segnaletika Stradale, Stradale Indicatore, а «Правила дорожного движения» — Norma della Circulazione Stradale. Вводил я и цифры: 7/1-14 — в уведомлениях о штрафах полицейские кодируют знак именно так.

На каждый из запросов поисковики выдавали кучу ссылок, чтобы пересмотреть их, потребовалось бы провести у монитора остаток жизни. Когда глаза полезли из орбит, стало ясно: «среднестатистический» турист въезжает в Италию, не понимая, что делать при встрече с ZTL.

Бизнес на бизнесе сидит…

Из рассказов на форумах проистекает: в уведомлениях от муниципальных полицейских управлений фигурируют суммы от 120 до 800 с лишним евро. Если перевести в рубли, от половины до четырех МРОТ — минимальных размеров оплаты труда в Москве. Надо сказать, это не чисто штрафы, а с довеском за услугу, которую получаете не вы - услуга против вас.

То, что автомобиль прокатный, полиции вычислить просто. Она обращается в контору rent-a-car: кто арендовал такую-то машину тогда-то? Контора сведения… продает. И зарабатывает на этом чуть не столько же, сколько на прокате. Полиция оплачивают и, естественно, добавляет эти затраты к сумме штрафа.

За перевод валюты за границу вам понадобиться уплатить банку не копеечные комиссионные. Если это Сбербанк, то примерно 10% от суммы перевода, вдвое больше дерут в отделении одного из итальянских банков (не хочу даже упоминать его название).

Каждую минуту в одной только Флоренции фиксируют в среднем 90 штрафных случаев, каждый «стоит» в среднем 140 евро. За год этот автоматизированный бизнес приносит городской казне Флоренции от 50 до 60 млн. евро. Такими же зверствами славятся Пиза и Ареццо (вместе с ними, если судить по частоте упоминаний на форумах, следует назвать Рим — прим. автора).

Бюрократия не справляется с оформлением урагана штрафов, и срок их выписки продлен до двух с лишним лет от даты нарушения (другие исследователи из Интернета называли предельно допустимый срок 360 дней — прим. автора.). То есть вас достанут и после того, как уже забудете про итальянское путешествие.

ZTL

ZTLЭтот "роман" на ходу не прочитаешь. Хоть остановайся изучать надписи, заодно и покуришь. Положим, понял, о каком вверху вверху запрете идет речь, ниже - время его действия. А что ниже в поясняющих табличках? На уровне разве что догадок - запрет для въезда автомобилей с двигателями классом не ниже Евро-2. Машин из провинции, название которой зашифровано как PA. На четвертой сверху табличке, наверное, имеется ввиду, что в ZTL не могут въезжать резиденты на автобусах. На самой нижней - ограничение по времени вывоза мусора... На самом же деле, все, что ты, куряка, насоображал - ахинея. Вот и поплатишься. За то, что не знаешь итальянского.
Этот "роман" на ходу не прочитаешь. Хоть остановайся изучать надписи, заодно и покуришь. Положим, понял, о каком вверху вверху запрете идет речь, ниже - время его действия. А что ниже в поясняющих табличках? На уровне разве что догадок - запрет для въезда автомобилей с двигателями классом не ниже Евро-2. Машин из провинции, название которой зашифровано как PA. На четвертой сверху табличке, наверное, имеется ввиду, что в ZTL не могут въезжать резиденты на автобусах. На самой нижней - ограничение по времени вывоза мусора... На самом же деле, все, что ты, куряка, насоображал - ахинея. Вот и поплатишься. За то, что не знаешь итальянского.

Мы не толстосумы

Прикинем по-минимуму, сколько зарабатывает итальянская казна только на россиянах, не знавших о ZTL.

По данным Росстата, за первое полугодие этого года Италию посетили «с туристическими целями» около 200 000 человек (всего же в страну въезжает в полтора раза больше, но «деловых» в расчет брать не будем). Допустим, автомобили брали напрокат не более половины, а «экипажи» состояли из двух человек. На каждый автомобиль приходится пусть по одному штрафу в 100 евро. Итого — 50 000х100=5 000 000 евро. За год — примерно 10 миллионов. Заметьте, это минимум.

ZTL

ZTLТо, что вверху - ниразу не знак! А горел бы красный сигнал - кто бы под него поехал!
То, что вверху - ниразу не знак! А горел бы красный сигнал - кто бы под него поехал!

Может, не платить?

Мы что, все поголовно ненормальные, чтобы переться под запрещающий знак! Тем более под один и тот же четыре раза кряду (в одном из интернетовских сообщений — шесть раз). Ощущение, что тебя подловили, невольно вызывает этот вопрос: а если не платить (очень популярная тема дискуссий на форумах)? С ним я обратился в итальянское консульство.

— Надежнее заплатить. Скорее всего, сведения о вас рано или поздно поступят к нам и другие консульства государств Шенгена, и могут возникнуть трудности с выдачей следующей визы.

Судиться — дело провальное, хотя бы потому, что суд — там же и проходит на итальянском. Фокус и в том, что собирать деньги полиция перепоручила коллекторской компании ЕМО, конторе с миллиардным оборотом. В случае неуплаты иностранцами она не парится, а передает дело коллегам в вашей стране за комиссионные. От своих коллекторов не убежишь — заплатишь вдвое и втрое. Таким образом, Италия на штрафах с «заблудившихся» автоинтуристов набирает не меньше миллиарда долларов в год.

Верю! В недавнем автопробеге по Европе, хотя и шли по жесткому графику, напарник предложил заскочить в Пизу, одним глазком взглянуть на падающую башню. Куда там! Уже на въезде в город за полчаса продвинулись метров на сто: машин — тьма! И уехали. Рассказывают, на улицах не протолкнуться, от окраины до исторического центра, куда продирается большинство, волочешься час. Припарковаться — мечта!

По клику ZTL найдите карту Пизы. Город разбит на пять окрашенных в разные цвета секторов, но все обозначены буквами ZTL. На деньги попадает каждый гость!

ZTL

ZTLТа красота, что требует жертв.
Та красота, что требует жертв.

Не очень-то и красный…

Правила европейских стран стандартизированы — таково требование Женевской конвенции о дорожном движении. Отсюда, если получил права в своей стране, во всех других к тебе могут предъявлять только идентичные требования. Так? А вот и не совсем.

Положим, вам повезло — вы заметили в итальянском городе «блюдечко с красной каемочкой» (в ПДД РФ — знак 3.2, «Движение запрещено»), рядом с ним надпись Zona Trafico Limitato. Впадаешь в ступор: ведь одно противоречит другому. «Каемочка» категорически запрещает проезд. А о чем надпись? Zona — понятно, trafico — тоже, limitato — лимитирован. То есть запрет не категорический, а только ограниченный. Чему видим подтверждение: под знак едет транспорт с местными номерами (не все же автомобили прокатные!), за знаком обочины заставлены машинами. Выходит, каемочка не очень-то и красная…

Или Limitato содержит понятийный, языковой нюанс? Даже не стану выяснять: турист-иноземец имеет право не знать не только эти лингвистические тонкости, но и хоть как-то владеть местным языком (замечу, не самым в мире распространенным). Тем более не должен догадываться, что именно итальянцы лимитируют: скорость, грузоподъемность, габариты машин, их марки, пол водителей, цвет их глаз?..

Не только здравый смысл, но и текст Женевской конвенции (в статье 8) предлагает: чтобы облегчить понимание знаков, предпочтительно использовать графические изображения, а не надписи. В документе принципиально важное продолжение мысли: а если и возникает необходимость внести изменения/дополнения, они не должны менять основные характеристики сигнальных знаков. Но в данном-то случае меняет, а именно — дезавуирует категоричность запрета на проезд!

И почему так сложно? Понятнее было бы рядом с «блюдечком»-запрещением написать на языке интернационального общения: «For tourists» — тогда ясно, что однозначно знак действует для туристов. Или «Except residents» — действует для всех, исключая резидентов, то есть проезжать можно местным и тем, кто получил разрешение.

ZTL

ZTLУвидели только такой знак - нечего радоваться: значит раньше не заметили не перечеркнутый.
Увидели только такой знак - нечего радоваться: значит раньше не заметили не перечеркнутый.

Предупреждать надо

Конвенция не исключает возможности для подписавших ее государств, если возникают специфические национальные интересы, вносить в собственные Правила дополнения к принятой для всех системы. Но абсолютно внятно в документе сказано: о каждом изменении следует оповещать другие страны-подписанты. Россиян о ZTL никто не оповещает.

Совсем не помешало бы консульству Италии создать сайт с соответствующей информацией. Хватило бы даже при выдаче туристам паспортов с визой вручать, да хоть бы продавать за червонец трехкопеечную памятку: в стране столкнетесь с тем-то, о чем не подозреваете. Не хочет госпожа Италия.

Или это ветреность избалованной южанки? Может, можно оправдать штрафоманию одержимостью в борьбе за экологию?.. Но не могу уговорить себя быть снисходительным.

Спасибо сотрудникам посольства Итальянской Республики, оказавшим внимание автору, а также всем, чья информация в Интернете помогла составить материал.

ZTL

ZTLПо поводу своеобразия дорожных знаков на Апеннинах. Этот информирует: здесь отделение муниципальной полиции. Той самой, из которой шлют уведомления о штрафах.
По поводу своеобразия дорожных знаков на Апеннинах. Этот информирует: здесь отделение муниципальной полиции. Той самой, из которой шлют уведомления о штрафах.

ZTL

ZTLПерьями украшены шлемы карабинеров. Многие не понимают, в чем эти служивые отличаются от полицейских. Карабинеры подчиняются оборонному ведомству страны и выполняют задачи, которые у нас стоят перед МЧС, но в деле поддержания общественногог порядка у них те же задачи и полномочия, что у полиции.
Перьями украшены шлемы карабинеров. Многие не понимают, в чем эти служивые отличаются от полицейских. Карабинеры подчиняются оборонному ведомству страны и выполняют задачи, которые у нас стоят перед МЧС, но в деле поддержания общественногог порядка у них те же задачи и полномочия, что у полиции.

ZTL

ZTLНе ошибешься: за знаком встретишь итальянских гаишников.
Не ошибешься: за знаком встретишь итальянских гаишников.

ZTL

ZTLНе ищите рядом со знаком ни стадион, ни фонтан - это обозначение бани.
Не ищите рядом со знаком ни стадион, ни фонтан - это обозначение бани.

ZTL

ZTLНе вздумайте жарить здесь шашлыки и нигде поблизости не купите шурму (шаурму или еще как-то). Но поблизости может "пахнуть жареным". На табличке эмблема финансовой гвардии, то бишь налогового ведомства и Счетной палаты "в одном флаконе".
Не вздумайте жарить здесь шашлыки и нигде поблизости не купите шурму (шаурму или еще как-то). Но поблизости может "пахнуть жареным". На табличке эмблема финансовой гвардии, то бишь налогового ведомства и Счетной палаты "в одном флаконе".

ZTL

ZTLА вот здесь выделено место для пикников.
А вот здесь выделено место для пикников.

ZTL

ZTLПрочитав надпись, отбросьте ассоциации. Здесь пешеходная зона.
Прочитав надпись, отбросьте ассоциации. Здесь пешеходная зона.

ZTL

ZTLОдного не понять: знак предупреждающий или информирующий?
Одного не понять: знак предупреждающий или информирующий?

Подпишитесь на «За рулем» в