«Народный» 30 лет спустя
Покупка автомобиля для любого человека по сути праздник, знаменательная дата. Но если для одних это событие недели или месяца, очередная покупка между шубой и круизом, то для других – цель всей жизни. В СССР преобладал второй вариант.
Олимпийский, 1980 год, такой далекий и в тоже время близкий – 30 лет прошло. Высоцкий умер, Медведеву 15 лет стукнуло. А значительной части взрослых ныне сограждан еще и в проекте не было. Вот им-то и расскажем о прелестях приобретения автомобиля в ту пору.
По большому блату
Итак, вернемся в «золотое время застоя», хотите – с кавычками, хотите – без. ВАЗ уже работает на всю катушку – 720 тысяч машин в год. Наконец-то, начал уменьшаться дефицит легковых автомобилей – насыщение новыми происходит заметно быстрее, чем выбраковка старых (которая попросту ничтожна). Качество вазовской продукции еще не пошло стремительно вниз, как оно случится позже. На конвейере уже три семейства – «первое», «третье» и «Нива». В 80-м начался выпуск самого современного – ВАЗ 2105. У него много новаций: впервые инерционные ремни безопасности, блок-фары с галогенными лампами и шины с металлокордом. Это сразу несколько серьезных шагов вперед в области безопасности. А с технической точки зрения здесь – более экономичный карбюратор и ремень привода механизма ГРМ вместо цепи.
Если мы уже убедили вас в достоинствах новой модели, значит, пошли искать деньги? Мысль о кредите оставьте в своих двухтысячных годах, в то время в Стране Советов такой услуги фактически не существовало. Значит, надо копить. Сколько? Посчитать элементарно. Цена новой «пятерки» – около 8200 руб. То есть целых 164 000 поездок на метро за пятачок, 3700 кг вареной колбасы или всего лишь около 2300 бутылок водки, которая была тогда отнюдь не дешевым удовольствием.
Среднестатистического заработка в 150 «деревянных» ежемесячно вряд ли хватило бы на приобретение авто. Копить-то придется, откладывая полный оклад одного члена семьи целых 4,5 года. То есть если муж с женой плюс двое детей на 300 целковых могли прожить припеваючи, с мебелью, бытовой техникой и поездками в Юрмалу, то накопление на среднестатистический же автомобиль вынуждало их целую пятилетку жить на макаронах с тушенкой и без «излишеств». Хотя ведь есть и семьи без иждивенцев, да и зарплаты бывали покруче, скажем, рублей по 600–800 у водителей на «северах», шахтеров, артистов и, естественно, у «руководящих товарищей».
Но, с другой стороны, объемы выпуска машин и полное отсутствие импорта легковушек (а на экспорт мы отправляли до трети своей техники!) обеспечивали менее миллиона единиц автомобилей на 220 млн человек населения. А значит, сколько бы ни стоила машина, на всех не хватит. Отсюда дикий дефицит, регулируемый самыми недемократичными очередями.
30 лет назад не было такого открытого места, куда простой советский гражданин мог бы прибыть (пусть даже с боем в 4 утра!), чтобы записаться на покупку авто на год-три-пять-десять вперед. Лишь самые непопулярные модели после 20-процентного подорожания 01.07.1979 года изредка появлялись в открытой продаже на считаные дни и часы в совершенно неожиданных местах и городах. Бывало, звонили знакомые и сообщали, что сегодня в Ярославле «дают» «40-е» Москвичи по 7300 руб., пусть все дуют сюда срочно, если кому нужно. Или – «в Яхроме «выбросили» «Нивы» по 10 300, до завтра в наличии».
Главным источником добывания новых автомобилей по твердой госцене, безусловно, было место работы. А тут как повезет. Иногда на стратегических оборонных заводах простому работяге вполне можно было, встав в очередь, через пару лет получить новый автомобиль (не забывайте, деньги за него платить тоже приходилось!). Но в среднем по стране срок ожидания покупки машины был лет пять – семь. Причем предпочтение в записи по срокам и, в особенности, по моделям отдавалось активистам партийной и профсоюзной принадлежности. Большинство же осчастливленных граждан безропотно удовлетворялись информацией типа: «Вам, Петров, в третьем квартале положен ВАЗ 2101 (отличный вариант за 6600 руб. для экономных). А вам, Сидоренко, во втором квартале надлежит выкупить ВАЗ 2106 (дорого – 9300, но престижно, на что чаще претендовало начальство)».
Грустно все это, хотя и покрыто легким налетом ностальгии для живших в те застойные годы. Но как там в финале незабвенных «Покровских ворот» звучали закадровые слова режиссера Михаила Козакова? «50-е годы скрылись за поворотом, отшумели 60-е, 70-е пролетели, 80-е проросли...» Так уже и 90-е канули в вечность, и вот-вот первое десятилетие новой эры передаст эстафету времени. Сакральность владения четырехколесным транспортным средством ушла, и стоит надеяться, что навсегда. Нынешние поколения больше обеспокоены проблемой выбора, в котором вопрос стоит не «когда?», а «сколько?».
Так вот, сейчас средняя зарплата по стране составляет порядка 19 000 руб. Что нынче может себе позволить человек с таким доходом? Если «не есть, не пить», то вполне реально купить столь любимый в народе Ford Focus. Более того, сегодня покупатель в более выигрышном положении, чем тогда. Наш богато оснащенный Ford Focus стоит 740 000 руб. Получается, что нынешних накоплений за 4,5 года (1 026 000 руб.) хватит не только на автомобиль для главы семьи, но еще и на Daewoo Matiz для его супруги.
Вот именно Focus мы и решили сравнить с вожделенной мечтой гражданина Страны Советов, жившего в том самом олимпийском году, – с ВАЗ 2105!
Вчера и сегодня
Сравнение, конечно же, не прямое: Focus мы ставим рядом с «пятеркой» лишь для того, чтобы на примере двух бестселлеров проследить, как далеко за три десятилетия продвинулись технологии, насколько сильно трансформировалось с тех пор наше восприятие таких понятий, как комфорт, динамика, управляемость. В далеком 80-м советский человек, не избалованный разнообразием на дорогах, совсем иначе оценивал автомобильный дизайн, спокойно относился к эргономическим огрехам, а ремни безопасности рассматривал как никчемный элемент оформления салона. И уж совсем мало кого волновали вопросы экологии: собственноручно регулируя карбюратор, владелец «Жигулей» упорно добивался лишь одного – устойчивой работы двигателя…
Сегодня мы требовательнее ко всему: к стилю, удобству, безопасности. И уже не мыслим полноценного автомобиля без усилителя руля, не считаем роскошью такие опции, как кондиционер или обогрев сидений. А садясь по случаю в «классику», ругаем ее на чем свет стоит, но в глубине души испытываем ностальгию...
Вращать руль «пятерки» при маневрах на парковке – упражнение не из легких. Мало того, радиус разворота таков, что с первого раза не везде крутанешься. Зато обзорность – поистине аквариумная! Тонкие стойки кузова недалеки от вертикали, «мертвые» зоны минимальны. У Focus типичная для нынешних моделей проблема: массивные стойки сильно завалены, за ними не мудрено потерять из виду пешехода. Но зато сдавать задом – милое дело: современные средства в виде датчиков парковки всегда подскажут, когда нужно нажать на тормоз.
Парковаться при участии усилителя и вовсе одно удовольствие. К тому же точность управления несопоставима с «пятерочной»: в этом Ford опережает и большинство своих современников. Превосходит он всех одноклассников и по ширине салона, чего уж говорить о модели далекого прошлого.
Водителю «пятерки» удобное положение найти непросто: регулировок минимум, кресло архаичное, пространства немного. Focus щеголяет электро-приводами сиденья (опция) и дает возможность настроить руль по углу и вылету. Комфортно усядется за рулем любой, независимо от роста и телосложения. А сколько всего помимо прочего получает владелец иномарки (правда, тоже за дополнительные деньги)! Тут и обогрев ветрового стекла, и датчики давления в шинах, и биксеноновые фары, и еще много-много такого, что покупателям «Жигулей» и не снилось! В свое время средненький радиоприемник считался роскошью, какой уж там кондиционер! И этот же самый приемник компенсировал недостаток шумоизоляции: сделав музыку погромче, водитель заглушал шум мотора. Хотя по тем временам предок «пятерки», легендарный ВАЗ 2101, считался акустически комфортным. Да и просто очень комфортным автомобилем.