На вторичный авторынок плывут «утопленники»
В странах Европы автомобили, побывавшие под водой, подлежат утилизации, поскольку на внутренние рынки путь для них закрыт. А на российский? По опыту прошлых лет мы помним, сколько их выставили. Не исключено, что жулики завезут их и теперь: слишком прибыльный для них этот источник заработков, чтобы от него отказаться.
Насторожитесь, увидев в документах иномарки б/у, что она завезена из Бельгии, востока Германии, Придунайских стран, в том числе Австрии, Словакии, Польши, Румынии, Чехии и других, а также из США — штатов Кентукки, Теннеси и Виржиния (это не исчерпывающий список; изучите хронику стихийных бедствий, начиная с мая 2010 г.).
Генеральный директор компании «АВТОпробег» Сергей Ткачев рассказывает:
— Торговцы «утопленниками» умело скрывают последствия «водных процедур». Но только косметическими мерами — полностью восстанавливать машины для них не рентабельно. Проводят химчистку сидений, обивки, предпродажную подготовку кузова, днища,— всего, что можно осмотреть и пощупать.
Профессионал же распознает «ныряльщика». Как правило, в скрытых полостях (специалист знает, в какие именно и как проникнуть) обнаружит следы песка или ила, рассмотрит характерные подтеки. На электрических разъемах разглядит окисление, хотя бы остаточные признаки сырости в салоне, заметит белесые вкрапления или муть в моторном масле, не скроется от его взгляда запотевание стекол фар, приборной панели...
Руководитель техцентра журнала «За рулем» Геннадий Емелькин изучил особенности машин-«подводников» до деталей:
— Современная химчистка ототрет все, что угодно, но не в состоянии до конца вышибить из машин своеобразный запах. Вода, в которой подолгу «купались» автомобили, не из-под крана — как правило, речная, иногда морская, а в ней микроорганизмы. Они забиваются в поры материалов и со временем начинают издавать специфические ароматы. Продавцы их глушат освежителями воздуха. Покупатель должен насторожиться, если учует в машине благовония, концентрация которых вышибает слезу.
Даже при выключенном зажигании часть электросистем остается под напряжением. При погружении они, естественно, перегорают. Мастеровые-хитрецы в состоянии на время вернуть им работоспособность, однако блуждающие по цепям «электрические призраки» все равно сделают свое черное дело. И вот продавцы, чтобы не спугнуть, отключают ненадежные участки цепей, выкручивают лампочки-индикаторы. Когда при смотринах заметите, что на приборной панели какой-то не загорается, — сделайте вывод.
Предположим, мошенникам все-таки удалось вас надуть, и вы поняли это после покупки. Вернуть к жизни коробку-автомат, в масло которой попала эмульсия, весьма проблематично. Но можно попробовать. Рекомендуется последовательно пять-семь раз промыть агрегат «Дексроном». И заменить фильтры.
Скорее всего, на первой же тысяче километров «подадут голос» «раненые» двухрядные ступичные подшипники. Это не обслуживаемые детали — их придется заменить…
Нюансов много, но лучше их не знать и с ними не сталкиваться — выбирайте машину вместе с опытным советчиком.
— Риск купить побывавшее в наводнении авто из премиум-сегмента минимальный, — обращает внимание Сергей Ткачев. — Напичканные электроникой, они не выдерживают нагрузок «купанием». По-настоящему рискуют те, кто намерился взять машину, которая и новая-то стоит немного, а цена привлекшей внимание б/у чуть не вдвое ниже аналогичных на рынке (по возрасту, пробегу и т.п.). Впрочем, стоимость прямо пропорциональна степени наглости продавца. Совсем «добрыми» продавцы становятся, чтобы поскорее сбыть гнилье.
Дешевизна товара может обойтись дорого. На устранение последствий пребывания автомобиля на асфальтовом дне потребуется до полугода времени и денежные затраты, равные до половины стоимости покупки.
Чтобы не столкнуться с такими «сюрпризами», приобретайте машины «секонд хэнд» в надежных местах и с помощью профессиональных консультантов.