Ребята с талантами: Обзор навигаторов
Что внутри?
Прежде всего, разберемся – что объединяет все автомобильные навигаторы? Что касается программного обеспечения, выбор невелик, большую часть отечественных продуктов мы уже оценивали (ЗР, 2010, № 9). Теперь обратимся к аппаратной части. Тут вариантов еще меньше: львиная доля коробочек устроена по одинаковой схеме. До недавнего времени ее сердцем был тандем центрального процессора, выполняющего, как и в обычном компьютере, основную работу, и специального чипа (как правило, SiRF Star III), который отвечал за связь со спутниками и определение местоположения. На рынке немало устройств с такой архитектурой, и они неплохо зарекомендовали себя. Но у этой конструкции есть и весомые недостатки: высокое энергопотребление, долгий поиск спутников.
Большую часть этих проблем устранили в чипе нового поколения – Atlas IV. Его сегодня применяет большинство производителей. «Атлас» не только запоминает и прогнозирует положение спутников (программная технология InstantFix) для ускорения поиска сигнала, но и потребляет почти вдвое меньше электроэнергии. Вдобавок в него ввели контроллеры для разных интерфейсов – чип самостоятельно, без посторонней помощи «общается» с сенсорным экраном, памятью, видеовыходом.
В ближайшее время в продаже появятся навигаторы на базе еще более нового процессора Atlas V. По предварительным данным, он будет потреблять на 40% меньше энергии, чем модель четвертого поколения, а технология прогнозирования положения спутников InstantFix II упростится.
От каждого – по способностям
Обилие второстепенных функций осложняет выбор. Мало того, что почти каждая коробочка может служить для просмотра фотографий, фильмов, чтения электронных книг, прослушивания музыки и даже игр, – в некоторые модели еще встраивают FM-трансмиттер: если настроить навигатор и магнитолу автомобиля на любую свободную частоту, подсказки «поводыря» будут звучать не через маленький интегрированный динамик, а через колонки аудиосистемы. Правда, музыку при этом уже не послушаешь. Да и чистота звука оставляет желать лучшего.
Современные навигаторы не только развлекают, но и сближают: на рынке все больше устройств с гнездом под сим-карту. Можно использовать ее для подключения к Интернету, чтобы получать данные о пробках или просто читать почту. Не трудно и позвонить – встроенные динамик и микрофон позволяют пользоваться голосовой связью.
Если вы купили модель попроще, без телефонного модуля, не отчаивайтесь – скорее всего, ваше устройство поддерживает беспроводной протокол Bluetooth. С его помощью легко связать навигатор и мобильник и использовать коробочку, таким образом, вместо устройства хэндс-фри. Но стоит учесть: добиться от навигатора хорошей, чистой связи не удастся – чувствительность микрофона и качество динамика оставляют желать лучшего.
Все же второстепенные функции таковыми и останутся, а главное для навигатора – подсказывать дорогу! Какой удобнее? Поскольку программной и аппаратной начинкой они очень похожи, остается сортировать их по размеру экрана. Этим и займемся.
3,5 дюйма
Казалось бы, компактность – немалое достоинство: такой навигатор несложно приспособить на стекле так, чтобы он не перекрывал обзор; выходя из машины, его можно сунуть в карман или сумочку. На деле все не так просто. На маленьком экране и клавиатура мелкая – попробуйте-ка набрать нужный адрес. Да и на ходу больше помогут голосовые подсказки: несмотря на достаточно четкую картинку (разрешение экрана 320×240), придется напрягаться, отвлекаться от дороги – это не только неудобно, но и опасно.
Побочных благ компактный навигатор тоже не предоставит – в нем нет места для сим-карты да и «блютус» редкость. Смотреть фотографии или фильмы – только глаза ломать. В общем, он лишь добраться до нужного места помогает. Зато самые доступные устройства обойдутся всего в 2000–3000 рублей (за продукцию именитых марок запросят около 4000 рублей).
4,3 дюйма
Больше размер – больше возможностей. Дисплей позволяет без проблем набирать название улицы и номер дома. Изображение здесь лучше, поскольку разрешение экрана выше (чаще всего 480×272), картинку воспринимаешь легко. Многие современные модели щеголяют антибликовым покрытием, оно очень выручает в солнечный день. Немало здесь и побочных функций. Все чаще производители оснащают 4,3‑дюймовую продукцию слотом для сим-карты или «блютусом» (а иногда и тем и другим). Больше возможностей заложено в программную часть: разнообразные игры, приложения для чтения книг. А в некоторых устройствах фирменная оболочка позволяет работать не с одной навигационной программой, а с разными. И все удовольствие обходится всего в 4000–7000 рублей.
5 дюймов и больше
Особняком стоят навигаторы с диагональю экрана больше 5 дюймов. Такую «лопату» в карман не засунешь, желательно завести отдельный чехол. Да и в маленькую машинку не поставишь – перекроет часть стекла. Но если все же удалось втиснуть ее в автомобиль – наслаждайтесь массой дополнительных функций и крупной, четкой картинкой. Правда, экраны таких устройств тоже бывают разными. Есть, например, с разрешением 480×272. К ним трудно придраться: картинка достаточно четкая. Но тех, кто ищет совершенства, может раздражать некоторая зернистость изображения. Зато скорость работы нареканий не вызывает.
А вот большинство навигаторов с экранами высокого разрешения (800×480) откровенно подтормаживают. Процессор с трудом справляется с увеличенной нагрузкой, поэтому курсор на карте перемещается не плавно, а легкими рывками. Компенсацией послужит четкость и красота картинки. Да и любимый фильм на таком навигаторе можно посмотреть – размер экрана сопоставим с маленьким телевизором. Но цены на подобные устройства – от 4000 до 15 000 рублей, в зависимости от размера, дополнительных функций и разрешения экрана.
Как родная!
Хотите приобрести навигатор, но не желаете вешать на стекло лишнее устройство? Тогда присмотритесь к автомагнитолам с функцией GPS. Чаще всего они большие, под гнездо 2DIN, с крупным сенсорным экраном на лицевой панели. Есть, правда, и обычного размера (у них экран убирается внутрь корпуса), но таких предложений намного меньше.
В чем преимущества? Во‑первых, не придется вешать лишнее устройство. Во‑вторых, голосовые подсказки не будут раздражать меломанов – система лишь на несколько секунд чуть приглушит музыку. Наконец, хорошее качество приема GPS-сигнала: в комплект к магнитоле прилагают внешнюю антенну с длинным проводом. Можно спрятать ее под панелью, но лучше вывести на крышу – поиск спутников займет считаные секунды.
Правда, и тут не без ложки дегтя: большинство подобных устройств не балуют качеством экрана. Но с этим можно смириться. Всерьез отпугнуть потенциальных покупателей может цена – от 8000 до 40 000 рублей. Да и установить такой девайс самостоятельно не так просто; лучше доверить работу профессионалам, а это тоже стоит денег.
Наши рекомендации
Выбор навигатора – непростое дело. Как правило, стоит ориентироваться на золотую середину: устройство с экраном 4,3 дюйма. Рекомендую покупать модель с антибликовым покрытием либо найти специальную пленку, иначе в солнечный день не разглядите картинку. Отчасти выручит датчик освещенности, который автоматически регулирует яркость экрана. Но пока таких устройств немного.
Наличие гнезда под сим-карту также очень желательно – многие отечественные навигационные программы позволяют получать из Сети информацию о пробках. А вот зацикливаться на второстепенных функциях не стоит: хотя большинство устройств и обладают разнообразными талантами, но полноценно заменить мобильный телефон или карманный компьютер не смогут. Причина не только в процессоре или экране – несмотря на все меры по снижению энергопотребления, даже самое продвинутое устройство вряд ли проработает без внешнего питания больше пары часов.