Химкинский лес продали за 4 млрд
Об этом сообщил вице-премьер РФ Сергей Иванов. Проект 8-километрового участка скоростной трассы не предусматривает создания дорожной инфраструктуры, дорога будет огорожена шумозащитными щитами. На расходы, связанные с компенсацией экологических потерь, правительство выделит 4 млрд. руб.
Руководитель Федерального дорожного агентства Минтранса РФ Анатолий Чабунин не сомневался, что после всестороннего анализа основного проекта и альтернативных предложений, поступивших, как он выразился, от «горячих голов», решение будет именно таким. Свою уверенность он обосновал корреспонденту ЗР On-line.
Основная часть Ленинградского шоссе с 6-полосным движением, с которого начинается трасса, проходит по Химкам. Поскольку это территория города и тянется она до 29 километра трассы, расширить дорогу до 10 полос (столько предусмотрено в проекте) просто невозможно. Пришлось бы подвинуть высокоскоростную магистраль впритык к окнам жилых домов.
Дальше, в районе Молжаниново, дорога проходит по касательной к особо охраняемой природной территории, а расширение полотна означало бы вторжение в эту зону.
Сопоставляем цифры
Для прокладки трассы сквозь Химкинский лес понадобится вырубить 90 га леса. Минприроды решил, что можно пойти на такую жертву, если взамен дорожные строители, как предусмотрено проектом, в том же районе высадят деревьев на 500 га и еще на 170 га неподалеку, в парке Лосиный остров. Причем подбор сортов растительности проведут экологи. Дополнительная забота для дорожников — проследить, прижились ли деревья, а если какие-то не зазеленеют, провести повторную посадку.
Проектом предусмотрено ликвидировать 50 обширных свалок в Химкинском лесу, построить очистные сооружения, проложить акведуки для миграции животных.
Проект прошел экологические экспертизы, в том числе независимую, проведенную иностранными специалистами. Их привлечение стало необходимым, поскольку в работу предполагается подключить иностранные компании.
О вреде автомобильных выхлопов
Сейчас по Ленинградскому шоссе, поясняет Анатолий Чабунин, поток движется со средней скоростью 10 км/час при разрешенных в городе 60. Это - постоянно действующая пробка. Из-за нее за год жители Химок «потребляют» 10 тыс. тонн вредных веществ.
По запроектированной трассе после ее ввода в 2013 году машины смогут разгоняться до разрешенных здесь 110 км/час. А когда ослабеет поток на Ленинградке, ускорится движение и на ней. За счет этого количество вредных выбросов сократится в пять раз. Если предположить, что сегодня основной проект не был бы принят и пришлось бы с нуля разрабатывать новый (а это не менее пяти лет работы), то нетрудно подсчитать, сколько «лишней» отравы могли бы потребить местные жители.
Нельзя забывать, что общероссийский парк автомобилей составляет около 42 млн. единиц, из них 6 млн. (это 14%) приходится на столицу и область. При этом автопарк московского региона увеличивается опережающими темпами по сравнению с общероссийским. Так что реальный вред здоровью жителей северной части Москвы был бы еще большим.
Экологи + политологи
Трасса Москва - Санкт Петербург через Химкинский лес – максимально продуманный проект, заявил глава комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков:
— Когда еще только начинались общественные дискуссии по строительству трассы, наш комитет сделал необходимые запросы всем участникам процесса. Все ответы госорганов были качественными, проработанными. Что касается законности, то требования Лесного кодекса соблюдены полностью.
Утвержденный правительством проект трассы Москва – Санкт-Петербург оптимален, — считает политолог Павел Данилин. – Это доказала его проверка. Альтернатив, которые могли бы соперничать при обсуждении, не существует. Ажиотаж был поддержан рядом заинтересованных коммерческих структур, которые рассчитывали, что новое строительство будет проходить с учетом их интересов. Когда же попросили представить соответствующие обоснования других планов, их не оказалось. Поэтому принятое решение совершенно обосновано и долгожданно, особенно для жителей Химок.
Координатор партии «Единая Россия» по вопросам экологии Константин Цыбко, в свою очередь, добавил:
— Я участвовал в многочисленных обсуждениях и общественных слушаниях. И после каждого диалога появлялись все новые и новые аргументы в пользу того, что первоначальный проект наиболее безопасен для окружающей среды. Надо отметить, что в России еще ни один проект не обсуждался так широко, с привлечением огромного количества экспертов.
Известный правозащитник, член Общественной палаты Анатолий Кучерена считает принятое решение адекватным.
— Принципиально важно, что правительственной комиссии, с учетом мнения экспертов, удалось договориться о том, что на этом участке дороги в лесной зоне не будет никаких инфраструктурных построек, пунктов общественного питания и магазинов. При этом к оставшейся части дороги будут применены высокие экологические требования. Мы договорились, что Общественная палата совместно с экологическими движениями, с гражданами будет осуществлять общественный контроль за тем, как будут развиваться события.
Президента подвинули
Не все согласны с принятым решением. Коалиция «За леса Подмосковья» считает его коррупционным. В опубликованном заявлении эта организация обращает внимание президента РФ на «грубейшее нарушение принятого им решения о приостановке строительства трассы для проведения дополнительного общественного обсуждения», которое якобы еще не доведено до конца.