Volvo S60: за двумя зайцами
Пантера перед броском
Уже в самом сочетании трудно совместимых понятий «спорт» и «седан» заложен внутренний конфликт, который может произвести на свет божий как уродливого сатира, так и могучего кентавра – наиболее гармоничное создание фантастической зоологии. Действительно удобный и комфортабельный семейный автомобиль с острыми спортивными повадками – разве не заманчивая цель для конструкторов? Попытка одновременно плюнуть в утренний кофе и БМВ с его 3-й серией, и «Мерседес-Бенцу», гордящемуся своим С-классом, – это ли не высший пилотаж, прощальный воздушный поцелуй «Форда», посланный новому обладателю шведской марки, китайской компании «Джили»? Тем более что современная жизнь сформировала довольно многочисленный отряд любителей «зажечь» на дороге, но при этом редко покидающих пределы родного города, серьезно относящихся к своей безопасности и нередко обремененных семьей.
Успех или провал любого эксперимента подтверждается только практикой. С неподдельным интересом я осматриваю автомобиль в поисках следов борьбы двух противоположных начал. И вот оно, пожалуйста: изгиб капота и решетка радиатора позаимствованы у купе C70, а разрез фар, обрамленных вертикальными клыками «габаритов», напоминает семейный кроссовер XC60. Дизайн задних фонарей абсолютно нов – с их «бровями», заходящими на крышку багажника. Сам багажник настолько короткий, что невольно начинаешь сомневаться – седан это, хэтчбек или еще какой зверь. Склоненная к земле хищная морда и крутой изгиб крыши придают автомобилю сходство с пантерой, напрягшейся перед прыжком. Что ж, смотрится и вправду лихо.
При желании S60 можно добавить еще немалую толику агрессивности – в этом вам помогут декоративные хромированные накладки на пороги и бамперы, насадки на выхлопные трубы, спойлер на крышку багажника. Комплект недешев – 105 400 руб., но и вид у машины станет гораздо более задиристым.
Смешение стилей
Через распахнутую дверь салон S60 выглядит роскошно: солнечно-рыжая кожа спортивных кресел и богатый пластик передней панели действуют умиротворяюще. Диван – чудо изящества и комфорта, которого полноценно хватает лишь для двоих. Что органично вписывается в общую концепцию: можно расположиться там и втроем, но зачем тесниться?
На водительском месте эклектичность, которая стала неотъемлемой частью автомобиля еще на стадии проекта, сразу становится очевидной. Внушительная, казалось бы, боковая поддержка таких спортивных на вид кресел, на деле не такая уж и жесткая. Она мягко обнимает торс, но вряд ли поможет сохранить вертикальное положение при значительном боковом ускорении.
Центральная консоль на фоне щегольского оформления остального интерьера выглядит бедновато, а приборная панель – пустовато, зато тахометр размером не уступает спидометру. Взгляд не мечется в панике по многочисленным шкалам, вся необходимая информация считывается в мгновение ока.
При всей благожелательности к пассажирам автомобиль демонстрирует особое расположение к водителю: ему – электрорегулировка кресла в шести направлениях, остальным – механический привод. Кроме того, в руках у него есть страшное оружие: нажатием одной кнопки хозяин может сложить задние подголовники, которые при этом весьма ощутимо шлепнут по макушкам обитателей заднего дивана.
К числу мелких недочетов, вызванных, надо полагать, стремлением хоть в чем-то приблизиться к спартанскому стилю спорткара, можно отнести три примитивные и совершенно одинаковые круглые ручки управления обогревом салона, меню борткомпьютера и громкостью музыки. Во время движения перепутать их между собой легче легкого. Удобная на первый взгляд клавиша электронного стояночного тормоза также таит ловушку: постоянно забываешь, надо ее нажать или потянуть на себя, чтобы снять машину с «ручника»: каждый раз приходится сверяться с индикатором на приборной панели.
И, наконец, самое загадочное. Я облазил все самые потаенные места в поисках «запаски» или хотя бы «докатки», но тщетно. Нашлась она лишь… в списке дополнительных аксессуаров, вкупе с сумкой для хранения! Очевидно, шведы полагают, что ремкомплекта с герметиком вполне достаточно для города, где шиномонтаж – на каждом углу.
На алтарь комфорта
Демонстративная спортивность и скрытый комфорт – что победит в очной схватке на дороге? Ну-с, попробуем. Автомобиль движется мягко и плавно, в поворотах слегка покачивается. Он расслабляет, успокаивает и абсолютно не провоцирует на гоночные подвиги. Что и подтвердил шеф разработчиков шасси S60 Стефан Селквист: «Применяя совершенно новые подходы, мы в первую очередь стремились обеспечить комфорт».
Подходы действительно необычные. Ведь его подчиненные не оставили в первозданном виде ни одного элемента ходовой, установив более жесткие пружины и амортизаторы подвески. Что сделало автомобиль послушнее в управлении, наделило его быстрой и четкой реакцией, но – заметьте себе! – ни в коем случае не в ущерб комфорту.
Вот и вспомогательные электронные системы S60 «заточены» не на предотвращение смертельной опасности для жизни и здоровья пассажиров и водителя, «одергивание» его в последний момент, а на заботливую, даже порой надоедливую опеку. Скажем, датчик крена на ранней стадии обнаруживает тенденцию к заносу. И тут же система динамической стабилизации и контроля тяги вмешивается в процесс управления, внося свои коррективы с ювелирной точностью и помогая четко выполнить самый резкий маневр. Но немного раньше, чем мне бы хотелось.
Причем даже самый мощный из трех положенных новичку 3-литровый бензиновый двигатель не позволяет S60 приблизиться на расстояние атаки к «трешке» БМВ с ее сумасшедшими ускорениями и виражами на грани срыва. Мало того, от выбора мотора соотношение спортивности и комфорта меняется в ту или другую сторону довольно незначительно. Показателен в этом смысле столь модный нынче дизель с завидным крутящим моментом в 43 кгс.м в широком диапазоне с 1500 до 3250 об/мин.
Чтобы реализовать все возможности мотора, шведы оснастили «Вольво-S60D5» полным приводом. Понятное дело, дорожный просвет в 136 мм не предназначен для марш-бросков по пересеченной местности, и задача схемы 4 х 4 в нашем случае – обеспечить еще более прогнозируемое поведение на дороге, хотя бы за счет динамики.
Полностью изготовленный из алюминия, 5-цилиндровый турбомотор вовсе не издает звуков, характерных для дизелей, так что его вполне можно принять за бензиновый агрегат. Однако в движении никаких чудес: да, мотора хватает, чтобы разогнаться до 100 км/ч за 8,1 с, самую малость быстрее, чем достигает той же скорости 2-литровый S60. Но большая на полтора центнера масса берет свое – никакой это не скороход. Хотя, разумеется, расход топлива у него ниже. Реальный – в среднем где-то около 12 л.
И опять же на комфорт работает 6-ступенчатая автоматическая коробка: электронные системы и полный привод столь явно «зажимают» двигатель, что задержки в переключении передач сложно было бы заметить, даже если они и случались.
Не очень понравилась реакция автомобиля на спортивный режим плюс педаль газа в пол. Стрелка упорно лезет в красную зону, мотор ревет, а бешеного ускорения не ощущается. Невольно начинаешь искать под рулем привычный лепесток-переключатель, чтобы принудительно повысить передачу – ан нет его!
Большой брат следит за тобой
Когда шведы садятся на любимого конька, нет им удержу. Как и любой «Вольво», машина под завязку начинена различными системами безопасности. Оставим в стороне банальные подушки, ремни и прочие тривиальные приспособления. Уже в базе S60 оборудован лазерным датчиком: на скорости до 30 км/ч он обнаруживает стоящий или медленный автомобиль с расстояния в 6–8 метров. Моментально в тормозной системе повышается давление, заблаговременно готовя ее для более эффективного срабатывания при нажатии на педаль тормоза. Если же водитель не станет тормозить, машина за него и педаль нажмет, и дроссельную заслонку прикроет.
А по заказу, за отдельные деньги S60 может предупреждать водителя о сокращении дистанции и об уходе с занимаемой полосы, обнаруживать пешеходов, мониторить «слепые» зоны и даже следить за состоянием самого хозяина, что бы он не дай бог не заснул.
Где-то около часа я терпеливо наблюдал, как желто-красные всполохи, нервно пробегая по ветровому стеклу, умоляли держать дистанцию, красные огоньки в передних стойках назойливо мигали, сигнализируя о появлении какого-то препятствия справа или слева, и отчаянно пищал зуммер, возмущенный пересечением разделительной линии без включения указателя поворота. И в конце концов я всю эту цветомузыку отключил. За исключением желто-красного сияния над капотом – оно мне просто нравилось.
А вот система обнаружения пешеходов однозначно заслуживает доброго слова. На скорости до 40 км/ч она засекает беспечного путешественника по проезжей части и немедленно дает команду на торможение, заставляя машину буквально утыкаться носом в асфальт.
Сколько зайцев мы поймали?
Вы спросите, какой же тут спорт? Вопрос, конечно, резонный. А ответить на него можно хотя бы так: S60 самый динамичный из всех «Вольво». Только в отличие от абстрактного стремления к сумасшедшему драйву шведы предпочитают учитывать вполне конкретные условия движения в мегаполисе. Потому можно считать, что, погнавшись за двумя зайцами, цели своей шведы в целом достигли – получился удобный и безопасный семейный седан с очевидным налетом спортивности.
Во что обойдется такой компромисс – отдельная тема. Если сравнивать с БМВ или «Мерседесами», не так уж дорого. Стоит минимальный S60 1 186 900 руб., а за полный привод с вас попросят всего-то 73 тысячи. Самая же дешевая 3-я серия на 17 000 дороже, а за xDrive придется переплатить аж четверть миллиона. К С-классу меньше чем с 1 300 000 руб. не подступиться. Однако «Ауди-А4» в оптимальной версии получается дешевле шведского седана. Не говоря уже о «Ситроене», «Мазде» или «Форде». Но ведь сами шведы считают S60 не только спортивным, но и престижным седаном…
+ Просторный, комфортабельный салон; беспрецедентная насыщенность системами безопасности; полный привод; хорошее базовое оснащение
– Мелкие огрехи в эргономике; высокая цена базовой версии; отсутствие запасного колеса