Дорожные фонды возвращаются?
Дорожные фонды
Дорожные фонды
Из двух зол — денежное
Нынешние фонды будут наполняться за счет акциза на моторное топливо (возросшего с нового года) и масла, транспортного налога, платы за проезд по дорогам тяжелых грузовиков, а также некоторых других поступлений. Шаг вынужденный: как только старых, расформированных фондов не стало, субсидирование строительства дорог сократилось с 2,8% ВВП до 0,8%.
Финансы нужно собрать поскорее, потому думские депутаты намерены принять закон уже к началу весны. В Минтрансе идет формирование будущего аппарата федерального дорфонда, чтобы он мог заработать уже в первом полугодии.
Не платишь? Хуже будет!
Базовая денежная масса дорстроительства (за счет бюджетных ассигнований) составит 338 млрд. руб., в 2013 году – 584 млрд. Деньги поделят поровну на финансирование объектов федеративного и регионального значений.
Со следующего года будет введена плата за проезд грузовиков массой свыше 12 т, что позволит ежегодно пополнять фонд еще на 60 млрд. руб. Чтобы ни у кого из плательщиков не возникало желание уйти от этих сборов, вводятся чудовищные наказания: штрафы в размере от 5 тыс. руб. до лишения прав — для водителей, а также от 40 до 340 тыс. руб. — для владельцев фур.
Первоочередная цель отрасли, по словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, привести к 2015 году в нормативное состояние 85% федеральных трасс (сейчас только треть их соответствует нормам).
Обещанного не дождетесь
Все, вроде, здорово, но осадочек остался. Летом прошлого года, когда озвучили идею возрождения дорфондов, обещали, что налог с владельцев транспортных средств теперь коснется лишь тех, кто реально ездит, а не всех, кто просто имеет машины. Однако в большинстве областей страны порядок уплаты и размер налога почти не изменились, а кое-где его даже повысили.
За предстоящие три года только за счет введения нового акциза литр бензина подорожает на 4,5 руб. А обещали лишь на 3! Причем, некоторые аналитики утверждают, что цена подскочет еще выше. То есть автомобилистов вынудят выложить на дороги дополнительно почти 300 млрд. руб.
Полмиллиона км - неучтенка
Но ведь одним только увеличением «целевой» денежной массы эффективность дорожного строительства не повысить. Проблемы отрасли порождены низкой эффективностью расходования средств. Надежная же система мониторинга за использованием денег в законопроекте не просматривается.
- В документе ни слова об общественном контроле за использованием средств дорожных фондов, – заметил председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов.
И это не единственный изъян документа. Глава Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шакуум обратил внимание: положения о федеральном и региональных фондах есть, а кому надлежит финансировать и ремонтировать муниципальные дороги – непонятно. А ведь муниципалитеты владеют половиной всех дорог страны — 524 тыс. км!
«Черные» прорехи
Аналитики НАК считают, что принимать документ в сегодняшнем виде просто опасно: слишком много в нем лазеек для темных делишек. Например, в статье 179 сказано, что фонд формируется отчасти «за счет безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, добровольных пожертвований», а также «иных поступлений». Но ведь для жуликов это инструмент узаконенного вымогательства! А «иные поступления» разворовываются в первую очередь - и чаще всего безнаказанно.
Странно выглядит пункт о мотиве для наказания водителя тяжелого грузовика: «за несоблюдение требований законодательства о внесении платы» за проезд по дорогам. Но не существует закона, который требовал бы от шофера накануне рейса выяснять, внес ли руководитель автопредприятия эту плату!
Дорожные фонды, как ни крути, нужны всем автомобилистам. Но обязательно прозрачные, а закон о них — действенный.
Полную версию материала читайте в журнале «За рулем» №2-2011