ИжАвто: из ямы на бюджетном тросе

Госкорпорация «Ростехнологии» выкупит долги ИжАвто у Сбербанка, а затем предложит свой, отличный от предыдущего вариант возрождения автозавода.

Долги скупят оптом

Долги ИжАвто перед кредиторами достигли к концу минувшего года 13 млрд. руб., из них 9 млрд. — перед Сбербанком. Когда стало окончательно понятно, что предприятие не в состоянии возвращать ни долги, ни проценты по ним, его объявили банкротом, ввели внешнее управление, назначили конкурсное производство.

Это только звучит обнадеживающе – «конкурсное производство». Термин означает тотальную распродажу всего, что принадлежит банкроту, с последующим распределением вырученных средств между кредиторами.

Однако имущество автозавода, хоть «раздень» его до гайки, оценивается ниже суммы долгов. Глава Сбербанка Герман Греф еще недавно горевал: на возврат займа в полном объеме он и не рассчитывал.

Сегодня господин Греф может воспрять духом. Как сообщает РБК daily, «Ростехнологии» подписали договор цессии: обязательства ИжАвто перед СБ корпорация принимает на себя и выкупит задолженность за счет собственных и бюджетных средств.

«Монстр» не расслабится

В этом месте прилежный налогоплательщик встрепенется: «Что, опять спасение за мой счет?!» И вспомнит, как бюджетные деньги закачивали в тонущий АВТОВАЗ.

Все так, но надо учесть, что если бы в Волжский автозавод не влили миллионы, из того же госбюджета пришлось бы тратить не меньше (скорее, больше) на социальную поддержку потерявших работу сотен тысяч рабочих тольяттинского банкрота и его многочисленных смежников. Плюс масса других неизбежных расходов. В случае с ИжАвто события могли сложиться так же. А ведь он всегда был весомой составляющей российского автопрома.

«Вот и спасал бы его Сбербанк — от этого монстра не убудет», — огрызнется налогоплательщик. Но давайте без эмоций оценим конструктив новой ситуации.

ИжАвто

ИжАвто

«Монстру» не дадут почивать на злате — он крепко завязан в программу возрождения ижевского предприятия. Будучи основным кредитором тонущего завода, банк буквально до середины декабря прошлого года рассматривал в качестве стратегического партнера завода альянс Hyundai-Kia. Репутация корейцев абсолютно ничем не запятнана, однако (ничего личного — только бизнес!) в правительстве страны увидели партнера более эффективного.

С благословения премьера

В минувшем декабре «Ростехнологии», АВТОВАЗ (не будем забывать, что за ним стоят Renault и Nissan), а также Сбербанк в присутствии премьер-министра подписали меморандум о развитии ижевского автозавода. Сбербанк кредитует покупку АВТОВАЗом самого ценного, что есть на ИжАвто — основных фондов, а также поможет с финансированием программы развития и модернизации предприятия. Согласно бизнес-плану, предложенному альянсом АВТОВАЗ-Renault-Nissan, уже в нынешнем году в Ижевске может быть выпущено 126 тыс. автомобилей, а в 2014-м — 300 тыс. Примерно половину из них составят машины Lada, другую половину - Renault и Nissan.

Не стоит сомневаться, что новую схему восстановления сил ИжАвто оценил Владимир Путин и он же ввел в нее могущественного и проверенного в деле франко-японского партнера. Такой патронат вселяет веру в успех проекта.

Подпишитесь на «За рулем» в