Парк ЗР: Chevrolet Niva - старожил и долгожитель

Нашему Chevrolet Niva судьба выпала не из легких. Что было за время службы?
Chevrolet Niva

Сам Джон Милонас (в ту пору глава СП GM-AVTOVAZ) признавал, что машина появилась на свет в тяжелые для производства времена, отчего качество ее, мягко говоря, не высочайшего уровня. Вдобавок и жизнь «шнивы» – сплошь рабочие будни, никаких выходных! Машина не просто наматывает второй круг на счетчик (напомню, установленный заводом ресурс всего 90 000 км), а вкалывает по-настоящему: трудится на обслуживании испытаний, помогает в шинных тестах, таская 500-килограммовый прицеп, зимой на полигоне служит нам теплушкой, а для автомобилей, засевших в снегу при оценке проходимости, – тягачом. Посмотрим, как складывалась жизнь вседорожника.

Двигатель

Слабые звенья – водяная помпа и ремень генератора: на нашей машине работает уже четвертый комплект. Чуть меньше внимания потребовала сетка на топливном насосе, она «всего» третья. Впрочем, к изготовителю претензий нет, просто бензин у нас слишком грязный. Термостат и датчик уровня топлива заменены еще на первом круге одометра. Плюс лопнувший расширительный бачок системы охлаждения.

Повреждение шатуна в третьем цилиндре – история, заслуживающая подробного описания. После сильного ливня в глубокую лужу, которую наша «шнива» уже почти миновала, с ходу влетела «Газель» – и нас накрыло, что называется, с головой. Вода попала во впускной коллектор, вызвав гидроудар. Выкрутили свечи, выгнали воду из цилиндров, но пережить инцидент малой кровью было не суждено: мотор заработал с глухим стуком. До гаража добрались своим ходом, а там выяснили, что один из шатунов все же погнулся и стал задевать за стенку цилиндра в самой нижней части. Покореженный шатун, естественно, заменили.

Заявленный ресурс эмблема выдержала. Теперь, если не закрепить, потеряется.

Трансмиссия и подвески

Здесь самое слабое место – амортизаторы. У нас стоит уже четвертый комплект, и будь последний не японской «Каябой», счет стал бы еще больше. Дороговато для расходника! Кстати, шаровые опоры тоже четвертые...

Ступичные подшипники меняли дважды. Одну замену пережили нажимной и ведомый диски сцепления, его же рабочий и главный цилиндры. Промежуточный вал между раздаточной и коробкой передач, крестовины, а затем и карданные валы в сборе, приводы передних колес, полуось (загудел ее подшипник), сайлент-блоки передней подвески, все резиновые втулки в задней, комплект тяг задней подвески вплоть до реактивной, пыльники наконечников рулевых тяг, маятниковый рычаг, тормозные диски, барабаны задних тормозов, бачки главных цилиндров тормозов и сцепления. Перебирали коробку передач (сальники, подшипники, вторичный вал), раздаточную коробку (сальники, подшипники) и заменили все манжеты в обоих редукторах.

Отражатель негерметичной противотуманки подернулся ржавчиной.

Самыми надежными оказались ГУР (лишь один раз долили масло) и наконечники рулевых тяг (заменили лишь чехлы).

Неприятный эпизод – лопнувшая в движении ступица переднего колеса. Зимой при выходе из поворота справа машина издала громкий звук (будто по подвеске стукнул увесистый камень), и тут же задергался руль. При попытке остановиться тормозная педаль провалилась до пола, но никакого замедления не последовало. Кое-как, перебирая передачи вниз, остановились. Повезло, что сами остались живы и машину не разбили.

Кузов и электрика

Кузов на первый взгляд почти как новый. Заменили две наружные ручки дверей (развалились водительская и задняя), противосолнечные козырьки (сползли с кронштейнов), оба наружных зеркала. Обивка сиденья настолько затерлась, что заменили и ее.

Обивку и набивку сидений заменили через шесть лет из-за естественного износа.

Не миновали ремонта, а потом и замены, стартер, генератор и аккумуляторная батарея. Последняя уже вновь просится в утиль – емкость падает прямо на глазах. Впрочем, главный виновник этого – генераторная установка. Со штатным напряжением, ограниченным регулятором, она не в состоянии как следует заряжать батарею в морозы при значительном расходе электроэнергии. Город, ночь, зима, осадки (а теперь еще и обязательный ближний свет днем) – вот вам и отрицательный баланс!

Поменяли множество кнопок управления внешним освещением, дважды – моторчик омывателя, по разу – реле поворотов, стеклоочистителя, мотор и реостат отопителя. А если вспомнить все былые грехи - то еще два звуковых сигнала, модуль зажигания, кнопки стеклоподъемников, фару, контроллер и блок вентиляторов.

Ручка болтается, соскабливая краску. Придется снимать обивку двери и подтягивать.

За весь пробег машины сумма расходов на ее обслуживание и ремонт перевалила за 150 000 рублей. То есть - рубль на километр, не считая бензина (в среднем 12 л на сотню).

Прицеп

Поскольку мотора, рулевого управления и многих важных автомобильных составляющих у прицепа нет, то нет и проблем. Нашему «Трейлеру» идет уже тринадцатый год, а выглядит вполне бодрячком. Добротная оцинковка бортов не претендует на ослепительный блеск хрома – выглядит скромно, зато надежно.

Ржавчина на каркасе кузова и дышле, учитывая немалый возраст прицепа и безгаражное хранение, – пустяки, которые к следующему лету закрасим. Запоры и шарниры заднего откидного борта не скрипят и не заедают. Пол из «финской» фанеры до сих пор не потрескался, хотя не раз намокал под снегом и дождем, а на тенте нет даже намеков на трещины. Заменили только резинку, охватывающую его по периметру, – начала рваться от старости.

Тормоза регулировали лишь один раз. Бывало, тормозные колодки при затянутом ручнике присыхали к барабанам за недельную стоянку, но после того, как подрегулировали натяжение троса, проблема исчезла.

За время службы в редакции этот прицеп пережил уже два тягача!

Инерционный тормоз работает без нареканий. Главное – вовремя смазывать!

Резино-жгутовую подвеску особо комфортной не назовешь: она для ровных дорог. Вообще-то, понятие «комфорт» для грузового прицепа не актуально, лишь бы точно следовал за тягачом и не слишком высоко подпрыгивал на ухабах. Немного регулировать плавность хода можно давлением в шинах. При явном перегрузе поднимаем его до 3 атм, на порожнем держим 1,2. Остальные режимы – внутри этой вилки.

Родные диагональные шины И-151 прослужили три года и износились пятнами. Взамен установили оставшиеся от тестов Pirelli 2500 Euro. Они с направленным рисунком «M + S» и ведут себя на снегу и льду гораздо лучше. А судя по темпу износа, работать им еще много лет! Итого, расходов на «Трейлер» за 12 лет – резиновый шнурок да пара шин. Неплохо для полутонного «грузовичка» без мотора!

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Chevrolet Niva (20)

— Плохой автомобиль, не советую.
Chevrolet Niva  2005
/ срок владения: 6 месяцев - 1 год
Достоинства:
по сравнению с обычной Нивой -только еще 2 двери
Недостатки:
двигатель не тянет такую тяжелую конструкцию, багажника нет, самый ненадежный и прожорливый ВАЗ
Комментарий:
дастер значительно лучше
-35